Глава 1. Где находилось «логово террористов»?
О трагедии «Норд-Оста», более известном, как теракт на Дубровке, за прошедшие с два десятилетия написано множество книг и еще больше самых разных статей. Сняты документальные киноленты, изданы воспоминания заложников, находившихся более трех суток в плену у террористов. Казалось бы, в этой ужасной истории уже нет и не может быть никаких белых пятен. И уж тем более нестыковок, противоречащих общепринятой версии событий.
Однако, когда приступаешь к более пристальному и детальному изучению материалов о том страшном теракте, то возникает множество вопросов, ответов на которые нет в многочисленных книгах о трагедии «Норд-Оста». Например, почему боевики организовали теракт спустя два с половиной года после начала Второй Чеченской кампании, когда все крупные бандформирования экстремистов были уже разгромлены, а в самой республики царил мир и спокойствие? Или, каким образом главари боевиков смогли подготовить в Чечне, находившейся под плотным контролем российских войск и спецслужб, а затем и осуществить невероятный по своей сложности теракт? Другой вопрос, требующий обязательного пояснения, почему террористы, захватившие театральный центр на Дубровке, избегали переговоров, перед этим выдвинув абсолютно невыполнимые требования? До сих пор не понятно какими мотивами руководствовались боевики, когда захотели видеть на переговорах людей, не имевших на то никаких полномочий, зато пребывавших в оппозиции к власти (Анна Политковская, Григорий Явлинский, Ирина Хакамада и Борис Немцов)? Почему во время штурма российским спецназом, террористы так и не пустили вход взрывчатку, хотя имели в запасе 10-15 минут? А ведь этого времени хватило, даже на то чтобы одна из заложниц смогла дозвониться на радиостанцию «Эхо Москвы» с просьбой остановить силовиков. Следом возникает ещё один не менее важный вопрос: по какой причине силовики ликвидировали всех террористов, находившихся в бессознательном состоянии, вместо того чтобы захватить, хотя бы одного из них, в качестве свидетеля?!
А ведь за прошедшие годы, вопросов меньше так и не стало. Наоборот, их накопилось ещё больше. Почему все, кто пишет о теракте на Дубровке или снимает очередной документальный фильм, замалчивают грозные события на Северном Кавказе, предшествовавшие трагической истории в театральном центре? Речь идет не о взрывах или нападениях боевиков на российских военнослужащих в Чечне, речь идет об масштабном вторжении (23-25 сентября 2002 г.) полевого командира Руслана Гелаева в Ингушетию, совершенного с территории сопредельной Грузии. «Черный ангел» (прозвище Руслана Гелаева) был не просто одним из полевых командиров высшего звена. Он занимал должность министра обороны, самопровозглашённой «Ичкерии», то есть являлся вторым человеком по влиянию среди ичкерийских экстремистов, уступая только ее главе Аслану Масхадову.
Почему никто из тех, кто писал о теракте на Дубровке, даже не попытался связать оба события воедино? Между прочим, «главный» российский террорист Шамиль Басаев – организатор терактов в Беслане и «Норд-Оста», находился в подчинении все того же Гелаева. Если отбросить условности, то получается, что в Россию с территории Грузии вторгнулся не рядовой полевой командир, пусть и с хорошо вооруженной группой боевиков, а министр обороны «самопровозглашённой Ичкерии». А спустя месяц отряд террористов, также формально подчинявшийся «Черному ангелу», захватил в самом центре российской столицы – сотни заложников. Не нужно иметь семи пядей во лбу чтобы не понимать: эти два события связанны между собой …
Абсолютно бесполезный с военной точки зрения рейд Гелаева в Ингушетию не был единичным случаем перехода ичкерийских боевиков российско-грузинской границы. Так летом и осенью 2002 г. на границе двух государств развернулось настоящее вооруженное противостояние между российскими пограничниками и ичкерийскими боевиками, прорывавшихся на территорию Российской Федерации.
Как же получилось, что экстремисты, с которыми российская армия и спецслужбы воевали на протяжении многих лет, оказались на территории Грузии, откуда боевики вели атаки? Почему официальный Тбилиси не пресекал действия экстремистов на своей территории? И по какой причине Москва старательно замалчивала сведения о тех грозных событиях, вместо того чтобы во всеуслышание заявить о ваххабитах, окопавшихся в соседнем государстве? Получается, что в то время, как российскому обывателю постоянно пугали рассказами о Чечне, реальную опасность представляла соседняя Грузия. Именно с грузинской территории боевики постоянно совершали нападения на российскую территорию. И там же, в Грузии, они находили прибежище от ответных ударов российских спецслужб!
Ответов на эти вопросы до сих пор – нет! Потому что это и есть самая главная тайна теракта на Дубровке! Публицисты, пишущие о терактах в Беслане и на Дубровке, никогда не упоминают о Грузии, куда тянется кровавый след экстремистов! А ведь это обстоятельство кардинально меняет весь контекст многолетнего военного конфликта на Северном Кавказ.
Теперь становиться понятно, почему Вторая Чеченская кампания (2000-2009 гг.) длилась так долго. Хотя уже весной 2000 года российские войска заняли всю территорию республики, и ликвидировали все крупные отряды экстремистов. Потому что по другую сторону российско-грузинской границы существовал целый «анклав» боевиков, готовивших нападения, взрывы и теракты на территории России.
Роль Грузии в многолетнем вооруженном конфликте на Северном Кавказе до сих пор не оценена в полной мере! О том, что Тбилиси находился на стороне ваххабитов, вряд ли кто слышал, однако ещё меньше людей знает, что на грузинской территории существовала целая сеть баз и лагерей для подготовки террористов и последующей переброски их на территорию России.
Грузинское руководство, в лице президента Эдуарда Шеварднадзе, не просто создало благоприятные условия для нахождения ичкерийских боевиков на грузинской территории: экстремисты получили от Тбилиси в пользование целый район, куда ваххабиты перенесли «штаб-квартиру» для продолжения войны на Северном Кавказе после того, как российские войска и бойцы Ахмада-Хаджи Кадырова взяли под контроль Чеченскую республику1. Речь идет о Панкийсском ущелье, расположенном в Ахметовском районе, на границе с Россией. Местные жители чеченцы-кистинцы, населяющие эту местность, прозвали это ущелье «логовом террористов»! Оно стало особой территорий, куда простым смертным, в том числе и местному населению, вход был закрыт, исключение не делалось даже для журналистов. Зато экстремисты, проживающие в Панкийсском ущелье, спокойно могли передвигаться по грузинской территории. Результаты такого “добродушного соседства” самым пагубным образом отразились на самой Грузии – страна оказалась наводнена наркотиками, оружием, и различной контрабандой. Не брезговали «борцы за веру» и похищением людей на территории приютившего их государства …