Да, любить детей трудно. Если сердце твоё закрыто.
И не только детей трудно любить. Любить вообще трудно. Если человек не привык тратить свои душевные силы на другого – на ближнего. Если душа ленится трудиться.
А трудиться надо. Потому что любовь – самый великий на свете труд. Самая важная и самая трудная работа, требующая полной отдачи. Которую, к тому же, невозможно сделать раз и навсегда. Которую невозможно завершить. У которой нет конца – пока ты живёшь на земле. Работа, у которой не бывает отпусков и перерывов. Ну, это как с поливкой дерева. Не будешь поливать – оно засохнет. То же самое произойдёт и с ребёнком, если его не любить по-настоящему. То есть отдав ему всё своё сердце.
…И тогда узнаешь великую, ни с чем не сравнимую радость. И сделаешь потрясающее для себя открытие: любить – радостно и легко!..
О ком эта книга?
Нет, эта книга не о тех мамашках, которые отказываются от своих детей. Оставляют в роддомах, подбрасывают на порог дома малютки, или даже засовывают в мусорный контейнер. А то и выкидывают в окошко, как ненужную вещь (случается и такое). Или бросают на вокзалах, на автобусных остановках, уйдя как бы «на минутку» – с тем, чтобы не вернуться уже никогда…
И не о тех мамашках моя книга, кого лишили родительских прав из-за пьянки, наркомании и других безобразий. Моя книга – не о них.
Моя книга о тех мамах, которые детей не бросили и не подкинули. Которые своих детей ждали, желали, мечтали о них… Некоторые даже рожали их дома, вместе с мужем, не доверяя этот важный и таинственный момент жизни казённым роддомам. И вроде бы всё начиналось хорошо и здорово. Но почему-то довольно скоро стало плохо. Плохо маме и плохо ребёнку. И хотя она «сидит» с ним (год, два, три, а то и дольше), но ребёнку кажется, что мама не с ним. Что она куда-то ушла… Они вроде бы рядом, вместе с утра до вечера, мама и ребёнок, но при этом они – врозь. И ребёнок ощущает свою ненужность и безмерное одиночество. Как если бы мама была от него бесконечно далеко…
Она и есть далеко. Хотя при этом меняет ему подгузники и ставит перед ним тарелку с едой. Но эмоционально она – не с ним – не с ребёнком. Вот для этих мам и написана эта книга. Может, она поможет им вернуться к своим детям. Вернуться мыслями и душой.
Так куда же ушла мама?
Ребёнка не обманешь. Даже самый маленький чувствует: мама очень-очень далеко… Мама – в своих невесёлых мыслях, в своей депрессии, в своей усталости, в своих обидах на мужа и на жизнь вообще. А это маленькое существо, к которому она отныне привязана чувством долга, которое ждёт от неё любви и требует внимания, – это существо только раздражает. Ей страшно признаться в этом даже самой себе. Но это так.
Вслушайтесь в это странное выражение: «сидеть с ребёнком». Оно из какого-то тюремного лексикона. «Сидеть» можно в тюрьме. Многие мамы так и воспринимают своё «сидение с ребёнком» – как вынужденное заточение. Как НЕСВОБОДУ. Они искренне тяготятся этим и страдают.
А почему?
Ответ лежит на поверхности и его трудно не увидеть.
Женщина рожает ребёнка ДЛЯ СЕБЯ. А жить теперь должна ДЛЯ НЕГО.
Для многих мам это – как гром среди ясного неба. Они к этому не готовы. Многие молодые женщины, пока не стали мамами, ещё никогда не жили ДЛЯ КОГО-ТО. Даже если женщина была хорошей, заботливой дочерью. Даже если у женщины имеется опыт супружеской жизни. Дочернее чувство – это другое. Брак – это тоже совсем другое. И там, и там хотя бы подразумеваются равенство в отношениях, взаимность и свобода выбора.
* * *
А что женщина получает на первых порах в материнстве? Бессонные ночи, грязные пелёнки-подгузники, хроническую усталость, обиды мужа (она, видите ли, мало уделяет ему внимания!), обиды на мужа (совсем ей не помогает и не жалеет), а порой и денежные трудности (пришлось уйти с работы, чтобы «сидеть» с малышом).
Сплошные проблемы и, как ни странно, не так уж много позитива. (Если не смотреть в глубину, а ждать от материнства сплошных восторгов и умиления). И женщина, ещё не так давно мечтающая о ребёнке, начинает медленно, но верно УХОДИТЬ ОТ НЕГО. Уходить эмоционально. Это он, он во всём виноват – во всех её нынешних проблемах! И, не успев ещё по-настоящему полюбить ребёнка, мама уже раздражается на него.
И раздражение копится, копится… на него – крошечного, беспомощного, рыдающего от коликов в животике, плачущего от ОДИНОЧЕСТВА. Потому что мама – ДАЛЕКО. И в этом страшном, новом и неведомом для него мире он – один.
ОДИН-ОДИНЁШЕНЕК
И чем горше он плачет, тем дальше и дальше уходит от него мама…
О чём эта книга?
Это очень простая книга, простая и, может быть, даже жёсткая – как горбушка чёрного хлеба. Это книга о вещах простых и очевидных, таких же простых и очевидных, как день и ночь. Но почему-то об этих простых вещах мы не всегда задумываемся. Видимо, из-за их очевидности. Например: надо ли брать ребёнка на руки? Надо ли ему петь колыбельные песни? Надо ли его утешать, если он плачет? Надо ли отвечать на его вопросы? И так далее… и так далее… и так далее…
Книга во многом состоит из вопросов, в которых как бы уже заключён ответ. Но, видимо, не для всех эти ответы так уж очевидны и однозначны. Если бы было так, то не было бы необходимости писать эту книгу. Видимо, по поводу каждого вопроса надо всё же подумать вместе и поговорить.
Итак, моя книга состоит из глав-вопросов. Это – вопросы-пункты детско-родительской жизни. Самые простые (а порой и не очень), но даже на самые простые ответить порой непросто. А бывает, что и задать их себе страшно…
Можно сказать, что моя книга – это вопросы на засыпку. Это – памятка. Подсказка. Тест на настоящую маму. Проверка: кто я – мама или всего лишь мамашка? Мама по призванию – или мамашка по стечению обстоятельств? И чем отличается мама от мамашки?
Кому адресована эта книга?
Всем без исключения мамам. А вовсе не каким-то избранным злодейкам (эти-то читать мою книгу точно не будут!) Не так часто (хотя, увы, и не редко) встречаются в жизни ярко выраженные злодейки, которых и мамашками-то не назовёшь. А мам, которых можно назвать стопроцентными ангелами, таких и вовсе не бывает. Потому что жизнь наша трудная, напряжённая, и очень часто мы балансируем на тонкой проволоке, которая и не проволока вовсе – а наши живые нервы. И трудно бывает не соскользнуть, не сорваться… И тут главное – иметь хороший балансир в руках. Точнее – в сердце.
И этот балансир – наша любовь. Любовь к ребёнку. К тому самому, который и есть наш самый-самый «ближний», кого нам завещано возлюбить, как самою себя. Но любовь наша, увы, часто утрачивает силу и прочность, а то и вовсе рассыпается прахом… И надо вновь и вновь возрождать её из пепла усталости и разочарований…