Светлана Левит - Культурология: Дайджест №2/2012

Культурология: Дайджест №2/2012
Название: Культурология: Дайджест №2/2012
Автор:
Жанр: Культурология
Серия: Теория и история культуры
ISBN: Нет данных
Год: 2012
О чем книга "Культурология: Дайджест №2/2012"

Содержание издания определяют разнообразные материалы по культурологии.

Бесплатно читать онлайн Культурология: Дайджест №2/2012


ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

РОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ В РОССИИ XIX–XX ВЕКОВ 1

В.П. Океанский, Ж.Л. Океанская

Первый русский культуролог А.С. Хомяков (1804–1860), один из основоположников славянофильства, член-корреспондент Петербургской АН (1856), писал об «аполлонизме» и «дионисизме» как о двух метафизических универсалиях культуры еще за 30 лет до Ф. Ницше (с. 54). А.С. Хомяков, полагал В.В. Розанов, «был гением, но в непривычной и тяжелой для нас форме – форме мысли; прилагая европейские оценки, он стоит в один уровень по качеству и силе с Шопенгауэром и Ницше…» (цит. по: с. 55).

Н.Я. Данилевский (1822–1885) являлся идеологом панславизма. В книге «Россия и Европа» (1869–1871) он изложил учение» о структурно-морфологическом многообразии культурно-исторических типов» (с. 56). Н.Я. Данилевский выделил более десятка культурно-исторических типов: «египетский», «китайский», «ассиро-вавилоно-финикийский», «халдейский или древне-семитический», «индийский», «иранский», «европейский», «греческий», «римский», «новосемитический или аравийский», «германо-романский или европейский» и др. «Европейский» культурно-исторический тип, по Данилевскому, «вступает в полосу упадка, разложения и должен быть сменен “восточно-славянским”, центром которого является Россия» (с. 57).

Публициста и литературного критика К.Н. Леонтьева (1831–1891) авторы реферируемой работы называют самым драматичным русским культурологом XIX в. и анализируют его труд «Византизм и славянство» (1875). «Византизм» как принцип религиозной, государственной и культурной жизни противопоставлен здесь «славянству» «как началу племенному и, следовательно, низшему и деструктивному, согласно леонтьевской логике» (с. 61). Воспринятое Леонтьевым у Данилевского учение о культурно-исторических типах приобретает у Леонтьева эсхатологическую окраску, т. е. трактует о конечных судьбах мира и человека. В скрытой полемике с леонтьевской эсхатологией русский религиозный философ В.С. Соловьёв (1853–1900) в небольшой работе «Византизм и Россия» (1896) рассматривал вавилонский тип монархии.

В.В. Розанов (1856–1919) считал себя учеником К.Н. Леонтьева. Он необычайно заострил тематику и проблематику пола в религиозной и культурной жизни, пишут авторы реферируемой работы (с. 62). Отец Павел Флоренский (1882–1937) видел глубочайшее основание культурной жизни в религиозно-культовой сфере. Главное в опыте той или иной культуры, по мнению отца Павла Флоренского, состоит в культе и в его конкретно-метафизической специфике.

Л.И. Шварцман (1866–1938) писал под псевдонимом Лев Шестов. Он был экзистенциалистом, и его ключевой культурологический тезис, разработанный в книге «Афины и Иерусалим» (1938), состоит в том, что эти города суть «два фундаментальных принципа, две прямо противоположные человеческие установки» (с. 65). Выбор Афин – «знание» и «гнозис». Выбор Иерусалима – «вера» и «безумие». Схематизация проблематики «вера – знание» позволила отцу Сергию Булгакову говорить о «плоскостном» мировосприятии Льва Шестова.

Наименее известный из крупнейших русских мыслителей ХХ в. – В.А. Шмаков (1887(?) – 1927/1929(?)). В своих трудах «Священная книга Тота» (1916), «Основы пневматологии» (1922) и др. В.А. Шмаков писал о двух фундаментальных началах – пластическом и монадном, которые действуют в мире на всех уровнях Бытия. Монадное начало личностно, персонологично, это начало достигнутого совершенства. Пластическое начало есть принцип вечной жизни, неподконтрольности Бытия. В.А. Шмаков утверждает, что в католической церкви победил Аполлон, а в православной – Дионис. Авторы реферируемой работы полагают, что «общая картина весьма безрадостна: победителем оказывается не Христос, а древнее язычество, метафизика дохристианского человечества» (с. 65).

М.М. Бахтин (1895–1975) сыграл огромную роль в сближении литературоведения с культурологией. В книгах о поэтике Достоевского и о творчестве Франсуа Рабле речь идет о полифоническом романе и об амбивалентности смыслов в карнавальной культуре средневекового Запада. Авторы реферируемой работы приводят мнение Н. Бонецкой о творчестве М.М. Бахтина в ее статье «Бахтин глазами метафизика» (1997).

В.Н. Топоров (1928–2005) в книге «Эней – человек судьбы» (1993) раскрывает исходно-ментальную обусловленность «средиземноморского человека дела»: от финикийских мореплавателей-торговцев до Леонардо и архитекторов современной технотронной цивилизации (с. 70).

В завершение статьи авторы оговариваются, что не только не ставили перед собой цель «исчерпать все векторы современной отечественной культурологической мысли», но и полагают подобный подход вполне тщетным, ибо современная интеллектуальная культура «подобна стовратным Фивам» (с. 70).

И.Л. Галинская

ИСТОРИЯ О ТИПОГРАФИКЕ2

Е. Данилова

Реферируется статья главного редактора журнала «Библио-Глобус» Е. Даниловой об одном из важнейших достижений книжной культуры – типографской печати.

Первопечатник Иоганн Гутенберг (его полное имя – Иоганн Генсфлейш цум Гутенберг, нем. Johannes Gensfleisch zum Gutenberg) родился в Майнце около 1399 г. (точная дата не установлена). Прижизненных изображений Иоганна Гутенберга не имеется, не сохранилось и место его захоронения. Умер он в начале 1468 г. (днем его кончины условно считают 3 февраля).

Гутенберг изобрел такой способ книгопечатания, который отличался по технике от более древнего способа, применявшегося в Китае в XI в. Его прибор состоял из разных деталей. Первой стандартной деталью в истории европейской техники стала литера. Это «металлический брусочек с выпуклым изображением печатного знака (буквы, цифры и т.п.) на торцевой стороне» (с. 15).

Прибор Гутенберга представлял собой полый металлический стержень со съемной нижней стенкой из мягкого металла, на котором при помощи штампа, т. е. стального бруска прямоугольного сечения с рельефным изображением буквы, делался углубленный оттиск – матрица. Для отливки наборных литер заливался специальный сплав на основе свинца, именуемый гартом (от нем. Hartblei, т. е. «твердый свинец»).

«Изобретение Гутенберга включало не только придуманную им подвижную литеру и станок для ее отливки, но и типографский сплав, из которого отливались литеры, конструкцию печатного станка, состав типографской краски» (с. 15).

Иоганн Гутенберг вначале выпускал брошюры, листовки, календари. Около 1450 г. он оборудовал типографию для издания объемных книг на средства состоятельного бюргера И. Фуста. К 1455 г. была выпущена так называемая 42-строчная Библия на латинском языке. «В книге печатался только текст, а заголовки и инициалы, как в рукописях, выполнялись красками от руки»


С этой книгой читают
Содержание издания определяют разнообразные материалы по культурологии.
Содержание издания определяют разнообразные материалы по культурологии.
Содержание издания определяют разнообразные материалы по культурологии.
Содержание издания определяют разнообразные материалы по культурологии.
Книга стихотворений философа и культуролога Светланы Левит публикуется впервые. В сборник вошли произведения, написанные автором с 1968 по 2012 год. Стихотворения с тонким музыкальным ритмом, живописными образами являются поэтической автобиографией автора; они разделены на четыре тематические рубрики. В первом разделе – свежесть восприятия мира, яркие импрессионистские зарисовки, размышления о единении и противостоянии человеческой души и природн
В сборнике рассматривается комплекс следующих проблем: теория культуры, архив эпохи, философия культуры, социология культуры, диалог культур, психологические подходы к литературе и искусству, культура повседневности, лексикон культурологии.
В сборнике рассматривается комплекс следующих проблем: теория культуры, архив эпохи, философия культуры, социология культуры, диалог культур, психологические подходы к литературе и искусству, лексикон культурологии.
«Логос» – один из старейших независимых гуманитарных журналов, возникших в постсоветский период. Журнал продолжает западническую традицию, развивая ту интеллектуальную линию русской культуры, которая связывает его, в частности, с дореволюционным «Логосом» – международным ежегодником по философии культуры, издававшимся в начале XX века.За время своего существования «Логос» эволюционировал от журнала профессионально-философской ориентации, выполняв
Своеобразным символом его творчества стал «Angelus Novus» со знаменитого рисунка Пауля Клее. «Так можно представить себе ангела истории: его лицо обращено в прошлое, где он видит катастрофу, нагромождающую руины на руины, – пишет Беньямин. -Он хотел бы остановиться, оживить погибших, но из рая дует ураганный ветер, который неудержимо несёт ангела истории в будущее; этот ураган мы и называем прогрессом… Катастрофа есть прогресс, прогресс есть ката
Ираклий Андроников! После этого имени хочется поставить восклицательный знак. Недаром вся страна узнавала этого ученого и в лицо, и по голосу. Он был и замечательным исследователем, и писателем, и актером. И обладал детективными способностями, раскрывая тайны русской литературы. А потом рассказывал об этом с таким вкусом и талантом, что невозможно оторваться от его книг. В этом издании мы собрали самые увлекательные литературные расследования Анд
Эта книга – собрание эссе, посвящённых странам европейского Средиземноморья и окрестностей с собственными рисунками и обложкой автора. Каждое эссе может быть прочитано почти вне связи с остальными, но их отбор и последовательность отражает идею о происхождении и развитии отдельных национальных культур под влиянием изначального центра нашей цивилизации – Италии и Рима, которые до сих пор постоянно находятся в фокусе культурных интересов Западного
«Летом 1908 г. тихо и почти незаметно исчез из жизни человек, по профессии врач, пользовавшийся долгою и громкою всероссийскою известностью, а вернее будет сказать – даже знаменитостью. Человека этого с самой ранней молодости звали и почитали прямым преемником Боткина и Захарьина. Уже к тридцати годам он слыл в Москве под шутливою кличкою „Пантелеймона-целителя“, а к сорока годам гремел от хладных финских скал до пламенной Колхиды как самый дорог
«К концу века смерть с особым усердием выбирает из строя живых тех людей века, которые были для него особенно характерны. XIX век был веком националистических возрождений, „народничества“ по преимуществу. Я не знаю, передаст ли XX век XXI народнические заветы, идеалы, убеждения хотя бы в треть той огромной целости, с какою господствовали они в наше время. История неумолима. Легко, быть может, что, сто лет спустя, и мы, русские, с необычайною наше
Катерина и Глеб. Что их связывает? Катя живет обычной жизнью. Работа, парень.В один день ее спокойное существование заканчивается. Теперь парня нет, зато босс втянул ее в авантюру. Выйдет ли из этого что-то хорошее?Содержит нецензурную брань.
Бывали ли вы в Ирландии? А знаете ли вы, что она скрывает от обычных людских глаз? Секреты русалок, спрятанные на дне морей, танцы лепреконов и нежная мелодия эльфийской свирели, которая разносится над ночным лесом… Окунитесь в волшебный мир ирландских сказок вместе с этим теплым атмосферным сборником и откройте для себя удивительный сказочный мир.