Война была бы пикником, если бы не вши и дизентерия.
Маргарет Митчелл
Брестский мирный договор от 3 марта 1918 года, продиктованный кайзеровской Германией, положил конец военным действиям между Россией и Германией. После развала царской империи в России в ходе Первой мировой войны и двух революций с Временным и Советским правительствами в Германии в период с 1919 по 1933 год была установлена Веймарская республика.
Если разложить ее историю на три временных периода, то увидим, что 1918–1923 годы характеризовались упорным, болезненным преодолением последствий разрушительной войны, борьбой с гиперинфляцией и многочисленными попытками опрокинуть Веймарскую власть. Упорство и организованность немецкого народа с 1924 по 1929 год привели к оживлению промышленного производства, социальной стабильности и международному признанию Германии. Немцы это время называли «золотые двадцатые». Особенностью их была активизация экономических и культурных отношений с Советским Союзом, что шло на пользу обеим странам.
А с 1929 по 1933 год разразился мировой экономический кризис. Он привел к разрушению Веймарской республики и приходу к власти национал-социалистов во главе с Гитлером. Теперь в Германии объявлялась новая идеологическая политика, которая своей целью ставила создание и утверждение на долгое время и на больших территориях «расово чистого» государства – «арийской расы» с провозглашением тысячелетнего Рейха.
Однако вернемся к Веймарской республике.
Она явилась попыткой перейти от имперского прошлого к демократической форме правления. В рамках мировой истории ей был отведен небольшой срок. Ее жизнь проходила под лозунгом борьбы с последствиями Первой мировой войны. Главное значение во внутренней политике придавалось развитию экономики через наращивание производственных мощностей, политическому совершенствованию, стабилизации социальных отношений в борьбе с бедностью, охватившей немецкое население. Немаловажной задачей нового правительства было принять все необходимые меры по снижению разрастания недовольства властью. Власть рисковала потерять доверие народных масс. Однако частая смена правительства только усугубляла кризис.
Поражение в Первой мировой войне стало для германцев настоящей национальной трагедией с потерей статуса великой державы. Удивительно, что немецкие солдаты обеих войн признавали, что в окопах они носят килограммы вшей. В любой стране при такой ситуации страдало и моральное состояние общества.
Потери Германии были удручающие, и связаны они были с ликвидацией Германской империи, разгромленной промышленностью, потерей колоний и десяти процентов европейских территорий, сокращением армии до минимальных размеров, неустойчивым положением граждан, усталостью от войны и огромными репарационными выплатами. Правительство проводило политику всесторонней экономии, уменьшало госрасходы, сокращало государственный аппарат чиновников, повышало налоги с физических лиц и поощряло процесс инвестирования. Активизировалось обновление технической и производственной базы предприятий.
Несмотря на то что Россия была противником Германии в числе других стран, в начале 1920-х годов начальник рейхсвера генерал-полковник Ханс фон Сект проявил заинтересованность в сотрудничестве с Советской Россией. Он это делал для того, чтобы отвести угрозу со стороны Второй Польской республики, поддерживаемой Францией, а также для предотвращения возможного советско-британского союза.
И советско-германское сотрудничество закрутилось. В Липецке была создана совместная авиационная школа. В Филях в результате соглашения от 15 марта 1922 года развернулось строительство авиазавода. Сейчас это завод им. М.В. Хруничева. В Казани на берегу озера Кабан появилась танковая школа «Кама». Ее посещал в 1932 году будущий командующий танковыми войсками вермахта генерал Гейнц Гудериан. В это же время в Чапаевске Самарской области открылась совместная школа химической войны. Выпускники школы проводили занятия на полигоне «Шаханы». Нужно признать, что совместные военно-учебные центры рейхсвера в СССР заложили основы советского ВПК.
Однако экономические отношения между Германией и Советской Россией сошли на нет в 1933 году, когда к власти пришел Адольф Гитлер, который начал возводить стены нацистского государства – Третьего рейха. В «коричневой» стройке субсидиями фюреру помогали крупные промышленники – Флик, Крупп, Шредер, Тиссен, Шахт и другие, чьи финансы начинали течь широкой рекой в кассу НСДАП. Значит ли это, что Гитлер был лишь орудием в руках крупного капитала, как это иногда утверждали советские историки? Разумеется, нет. Союз между национал-социалистами и бизнес-элитой был союзом равноправным и в какой-то степени даже вынужденным. Вынужденным потому, что серьезной альтернативы сотрудничеству ни у одной, ни у другой стороны практически не было. Обе эти сатанинские силы мечтали о мировом господстве через закабаление богатой ресурсами страны – Советской России.
Для этого они стали стремительно создавать агентурные сети разрастающихся спецслужб. Одной из них был абвер – орган военной разведки и контрразведки Германской империи, Веймарской республики и нацистского Третьего рейха. В период с 1921 по 1944 год абвер входил в состав Верховного командования рейхсвера и вермахта. Его штаб-квартира располагалась в Берлине по адресу: Тирпицуфер, д. 74/76. С 1935 по 1944 год абвер возглавлял адмирал Вильгельм Канарис.
С осени 1940 года основные усилия абверовских подразделений направлялись против СССР при подготовке операции «Барбаросса». В 1942 году при абвере был создан штаб для координации борьбы с партизанским движением на оккупированных территориях. В 1944 году в связи с коренным переломом на советско-германском фронте разведшколы абвера были расформированы, а все его отделы вошли в состав Главного управления имперской безопасности, подчиненного лично Генриху Гиммлеру.
Огромный пласт работы абвер проводил через легальные резидентуры при посольствах Германии в других странах. Накануне войны активизировалась эта деятельность противника и в Москве через аппарат военного, военно-воздушного и военно-морского атташе. Возглавил аппарат легальной разведки руководитель военного атташе генерал-майор Эрнст-Август Кестринг (1876–1953), который за время службы в СССР был произведен в 1937 году в генерал-лейтенанты, а в 1940-м – стал генералом кавалерии (промежуточное звание в вермахте между генерал-лейтенантом и генерал-полковником. – Прим. авт.). Генерал Кестринг был на тайной войне, на войне, где не было окопных вшей с дизентерией пополам. Но все его действия были подготовкой к той войне, о которой говорила Маргарет Митчелл