Маленький Сергей родился в довольно сложной обстановке. Мама его вела себя агрессивно со всеми окружающими. Считала себя звездой и правой во всем. Других она считала ниже себя. В тоже время мама Сергея, считала себя и бездарной. Ведь по ее внутренним стандартам она сама не отвечала им. Она не могла довести дела до конца, ведь любое отклонение от плана она воспринимала фатально. Поэтому каждое дело обрывалось на полпути.
Чтобы не делал Сергей, он знал, что это не понравится его матери. Любой результат приводил к порицанию. Появляется страх осуждения и неправильных действий. Этот страх не большой по силе, но постоянно преследующий его.
К этому страху у Сергея добавилось еще и то, что мама относилась к мужчинам как к пассивным и не надежным. Маму так воспитали ее собственные родители. Когда будущая мама повзрослела, то она в соответствии со своими убеждениями нашла именно такого мужа, который был пассивным и ненадежным. Поэтому мама Сергея постоянно орала на своего мужа, и унижала его.
Муж в свою очередь привык к таком раскладу и считал это нормой. Ведь его собственное детство прошло именно в такой обстановке. Его родные родители от него отказались, а его приемная мать унижала и доминировала в семье. Именно поэтому в соответствии со своими убеждениями, подсознательно, будущий папа выбрал себе жену, которая также как и его мать – давила бы на него.
Что получает Сергей? Мама транслирует, что мужчинами нужно управлять и что они ниже ее (мамы). Поэтому Сергей чувствует, что он недостойный, неправильный. И это чувство неправильности еще усиливает чувство страха которое возникает что он может сделать что-то не так.
Две травмы наслоились друг на друга.
Сергей идет в школу, и в школе также этот страх усиливается. Так как учительница его не любит и говорит Сергею, чтобы он ровнялся на свою сестру. Сергей еще больше убеждается в том, что можно сделать что-то не так. Появляются первые признаки паники.
Если страх нам подсказывает что нужно уйти из небезопасного места. То паника просто сигнализирует о том, что мы в опасности, а выхода нет, опасности не избежать.
В 25 лет Сергей приходит ко мне, с панической атакой и мы раскапываем эту историю, которую вы только что прочитали.
Первостепенная задача нашего бессознательного – защита нашей жизни.
Если что-то летит нам в лицо, мы моргаем. Если слышим визг тормозов, то либо отпрыгиваем, либо сжимаемся. Все это делается неосознанно. Автоматически.
Также наше бессознательное контролирует все процессы организма. Если нам холодно, то появляется гусиная кожа. Если жарко, то раскрываются поры, выделяется пот. Эти реакции мы также не контролируем.
Но у бессознательного есть и механизмы обучения. Оно может выучить новые реакции, которые оно будет воспроизводить автоматически. Мы научились ходить, ездить на велосипеде (и мы ни на секунду не задумываемся, как это делать). Все это делает за нас бессознательное. Но также наше бессознательное может нас научить и другим видам реакций, необходимых для выживания в XXI веке.
Если в вашем городе есть метро, то можете заметить, что как только закрываются двери вагона, и слышится характерное «п-ш-ш-ш» (стояночный тормоз отключен), все люди перемещают центр тяжести на ногу, стоящую по ходу движения поезда. Очень смешно наблюдать, как иностранцы, не приученные к нашему метро, при характерном «п-ш-ш-ш» не меняют положение ног. Через несколько секунд они начинают валиться друг на друга. Но буквально через 10 остановок их бессознательное смекает, что к чему.
В ситуациях, когда есть угроза жизни, механизм обучения бессознательного – похожий, но более устойчивый к обратным изменениям. Т. е. если когда-то реакция записалась, то уберется она уже нескоро (иногда на это уходят десятки лет).