Старо-ялтинская дорога, постоянно петляя, узкой лентой тянется по живописной Байдарской долине. Говорят, сам граф М.С.Воронцов, владелец знаменитого дворца в Алупке, был инициатором её строительства. Поэтому и прозвали местные жители дорогу воронцовской, ведь строилась она как раз в то время, когда граф Воронцов, герой войны 1812 года, был назначен генерал-губернатором Крыма и Новороссии. Граф прекрасно понимал всю важность скорейшего освоения благодатных крымских земель, но отсутствие на тот момент хороших дорог значительно мешало этой цели.
В 1824 году был утвержден проект строительства дороги, рассчитанный на пять лет. Работы по её прокладке начались под руководством военного инженера-полковника Н.В.Шипилова. Однако уложиться в оговоренный срок не удалось. После кончины Шипилова в 1834 году строительство продолжил его помощник инженер-капитан Н.С.Славич, вскоре получивший чин майора. И только в 1848 году, спустя более двадцати лет после начала строительства, работы по прокладке дороги, наконец, были завершены под руководством всё того же Славича, уже полковника. Дорога соединила Севастополь с Южным берегом Крыма. Значение её сложно переоценить.
Воронцовская дорога плавно поднимается на Байдарский перевал, высота которого 527 м над уровнем моря. Название перевала, так же, как и название долины, имеет тюркские корни. «Бай-дере» по-тюркски «богатый овраг, богатая долина или котловина».
В 1848 году в ознаменование завершения строительства дороги Севастополь-Ялта на перевале по проекту ялтинского архитектора К.И.Эшлимана была сооружена оригинальная постройка в виде массивной гранитной арки, напоминающей античный портик, которую по названию перевала стали именовать Байдарскими воротами. Отсюда, со смотровой площадки открывается великолепный вид на море и Южный берег Крыма. Впечатление столь необычное, что в прямом смысле захватывает дух, когда внезапно после долгой утомительной езды по извилистой лесной дороге перед глазами появляется чудесная картина: с одной стороны отвесные скалы, с другой – безбрежный морской простор до самого горизонта и небо, ясное или облачное, но неизменно величественное и необъятное.
Дорога спускается с перевала на Южный берег. Но что это? Чуть ниже Байдарских ворот, примерно в двух километрах, на отдельно стоящей скале у самого края обрыва миниатюрный храм, будто игрушечный! Вот так неожиданность: храм здесь, в горах… Кто его построил в таком труднодоступном месте, зачем? Какие тайны хранят его своды? Ответы на все эти вопросы мы сейчас узнаем.
Форосская церковь Воскресения Христова
«Парящая в облаках» – так иногда называют одну из красивейших церквей Южного берега Крыма. Это церковь Воскресения Христова, больше известная как Форосская церковь. Расположена она на скале Кизил-кая (с тюркского – «красная скала») на высоте более 400 метров над уровнем моря в районе поселка Форос (в переводе с греческого – «порыв ветра»). Отсюда второе название храма. Возвели храм в 1892 году на средства российского миллионера, чайного магната А.Г.Кузнецова, тогдашнего владельца имения Форос. Кузнецов был болен распространенной в те времена чахоткой (туберкулезом) и по совету врачей переехал на юг, в Крым, чтобы поправить здоровье. В 1887 году он приобрел земли в Форосе и начал их активно обустраивать. Заложенный при нем парк до сих пор считается одним из красивейших на Южном берегу.
В октябре 1888 года после отдыха в любимом крымском имении Ливадия семья российского императора Александра III возвращалась в Петербург. В районе железнодорожной станции Борки, под Харьковом, произошло крушение царского поезда. Семья императора не пострадала. Вскоре об этих событиях заговорила вся Россия. Народ воспринял известие о спасении царской семьи как чудо, в честь чего повсюду стали возводить храмы.
Не остался в стороне и А.Г.Кузнецов. Он заказал проект будущей церкви академику архитектуры Н.М.Чагину, пригласил известных живописцев А.И.Корзухина и К.Е.Маковского, к выполнению мозаичных работ привлекли прославленного итальянского мастера Антонио Сальвиати. В октябре 1892 года состоялось торжественное освящение церкви Воскресения Христова.