У меня были свои планы на это лето. Но я безрадостно ждал рейс в душном зале аэропорта- родители отправляли меня в маленькую арцахскую деревню к бабушке и дедушке. Я никогда там не был, и честно признаться, особо и не хотел. Безуспешно использовав все доступные приёмы своего арсенала – злость, протест, нытье, обида несколько дней, – я наконец вздохнул и согласился. Но что делать в деревне без самоката, интернета и самое главное – друга Сашки? Я уже предчувствовал: это будет скучнейшее лето в моей жизни.
– Начинается посадка на самолет – сказал папа торопливо похлопывал меня по спине. Мы заняли свои места и приготовились лететь в Арцах. Дорога предстояла долгой и с пересадками.
Наконец в деревне нас встретили разнообразными блюдами, многие из которых я даже не знал. Вкусная долма в виноградных листьях, хашлама из говядины, салат с авелуком, бастурма, разноцветные соленья, конечно шашлык, который только сняли с костра с пылу с жару к нашему приезду. Блюд было так много, что тарелки стояли одна на другой. Двухэтажные, трехэтажные кулинарные башни вырастали на столе. А я был такой голодный, что почти все съел, удивив и обрадовав своим аппетитом бабушку и дедушку. Наевшись я стал всматриваться в замысловатые узоры и орнаменты на старых армянских тарелках. Нос щекотал аромат жаренного мяса, дым от которого разлетался на весь сад. Фруктовые деревья, окружавшие маленький бабушкин домик, тонули в густом шашлычном дыму. Но все еще были узнаваемы и видны невысокие гранатовые деревья с рубиновыми плодами, оранжевая хурма, солнечные абрикосы…Сладкие фруктовые ароматы переплетались с запахом шашлыка как авелук в толстые косички.
– Ай, какой молодец! Все съел! – сказала бабушка, поцеловав меня в щеку. Я быстро вытер, потому что не любил, когда меня целуют! – Рассказывай, Артурик, как ты учишься? Как дела в школе?
– А что рассказывать, баб? Нормально! – коротко ответил я. Было еще много вопросов – допросов, после которых я с нетерпением выбежал во двор. Нужно было осмотреть окрестности, найти развлечения и новых друзей. Чтобы хоть как-то разукрасить скучнейшие каникулы. Первыми с кем я познакомился были две соседки! В платьях! Девочки! Близняшки Рануш и Ануш. Ну во что с ними играть? В куклы? Сначала они мне не понравились и предстоящее лето вырисовывалось еще более скучным и одиноким. Но через несколько дней мы подружились, и вот уже вместе гоняли мяч, беззастенчиво срывали абрикосы и яблоки в чужих садах. И я уже не обращал внимание ни на косички, ни на платья, ни на туфли. За нашими детскими шалостями наблюдал молчаливый, и как нам казалось, грозный старый сосед. Сколько помню, он всегда сидел на лавочке, опершись одной рукой на палочку. Его седая голова была такая белая, что походила на заснеженные вершины горы Арарат, которая просматривалась с нашей Абрикосовой улицы. И в целом он казался таким же большим и неподвижным, как и сама гора. Он редко что-то говорил, и мы старались обходить сурового старичка стороной.
В нашей деревне везде росли абрикосы и гуляли кошки. Наверное, поэтому улица называлась Абрикосовой. Их было так много, что ветви деревьев склонялись под грузом плодов, а рядом беззаботно прохлаждались разноглазые венские кошки. Из абрикосов делали варенье, джем, компот, курагу. На столе у бабушки частенько дымился абрикосовый пирог. А рядом – большой тазик с фруктами.