© Белых А. А., научн. ред., введение, «Л.Д. Троцкий и возможность построения социализма», 2013
© Белых А. В., пер. с англ., 2013
© Cambridge University Press, 1973
© ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2013
Четвертой книгой серии «Экономическая история в прошлом и настоящем» стал перевод книги канадского историка, профессора Торонтского университета Ричарда Дэя «Лев Троцкий и политика экономической изоляции». Одной из задач любого введения является рассказать читателю о причинах и целесообразности издания той или иной книги. В данном случае в этом почти нет необходимости. Значение Л. Д. Троцкого для российской истории XX века очевидно[1]. Троцкизм как политическое движение не исчез со смертью Троцкого и существует до сих пор.
В настоящее время почти все работы Троцкого вполне доступны читателям. Многие из них переизданы, большая часть доступна в интернете. Это относится и к документам, входящим в Архив Троцкого. Журнал «Бюллетень оппозиции», издававшийся с 1930 по 1940 год, доступен на двух электронных ресурсах. Классическая биографическая трилогия И. Дойчера переведена на русский язык, причем третья часть – в двух вариантах. Значительным вкладом в изучение советской истории стали семь книг В. 3. Роговина, относившегося к Троцкому с очевидной симпатией[2]. Написанная Г. Чернявским биография Троцкого, фактически представляющая собой серьезную научную монографию, в 2010 году вышла в популярной серии «Жизнь замечательных людей». Исследований, посвященных Троцкому, немало, и работа политологов и историков по изучению его работ и жизни продолжается[3]. Вместе с тем, хотя Троцкий написал несколько серьезных экономических работ и во многом повлиял на экономическую политику советской власти, эта сторона его деятельности почти не привлекала внимание исследователей. Книга Дэя, опубликованная в 1973 году издательством Кэмбриджского университета (Великобритания), по-прежнему является единственной монографией, посвященной экономическим взглядам Троцкого.
Мы убеждены, что все серьезные зарубежные исследования о России, ее истории, экономике, политике, культуре, людях должны быть переведены на русский язык и изданы в нашей стране. Поэтому публикация переводов работ, посвященных экономической истории России, – одна из основных задач нашей серии. Без изучения экономических взглядов и концепций Троцкого нельзя понять ни советской истории, ни судьбы марксистской идеи о построении коммунизма. В связи с этим издание в нашей серии книги Дэя совершенно логично.
Мысль издать этот перевод возникла у меня достаточно давно – еще в 1988 году, после личного знакомства с Дэем, которое произошло в его университетском офисе в городе Торонто. Одновременно я планировал переиздать книгу Троцкого «Преданная революция». Однако удалось издать лишь один из разделов – «Социальные корни термидора»[4]. В 1990–1991 годах я вел переговоры об издании книги Дэя с Государственным издательством политической литературы, она была даже включена в план. Однако летом 1991 года издательство отказалось от публикации книги, мотивируя это тем, что на нее поступило от читателей всего 20 тыс. предварительных заказов. Идея издания была надолго отложена и реализуется только теперь. К сожалению, издательская деятельность в нашей стране приблизилась к западным стандартам и получение 20 тыс. заказов на научную книгу стало несбыточной мечтой.
Не ставя задачи дать в предисловии подробный анализ этой интересной книги, отметим главное. Дэй рассмотрел историю СССР и эволюцию взглядов Л. Д. Троцкого, В. И. Ленина, Н. И. Бухарина, Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева, Г. Я. Сокольникова, И. В. Сталина на строительство социализма с точки зрения экономических отношений советской России с западными странами. Этот новый подход к отечественной истории оказался весьма плодотворным. Основная идея Дэя заключается в том, что Троцкий не возражал против строительства социализма в одной стране, он считал ошибочной концепцию возможности построения социализма в отдельно взятой стране. По мнению Троцкого, в условиях изоляции от Запада относительно отсталая экономика СССР не смогла бы обеспечить более быстрые темпы роста по сравнению с экономикой мирового капитализма. Между тем любой социальный строй побеждает лишь в том случае, если обеспечивает более высокую производительность труда. Исследуя взгляды Троцкого, его деятельность, борьбу с политическими противниками, соотношение концепций изоляционизма и интеграции с Западом, Дэй дает новую и весьма убедительную интерпретацию большого периода советской истории – от октябрьской революции до 1940 года. Анализ автора основан на хорошем знании фактов и глубоком исследовании источников. Изложение материала дано достаточно лаконично, но вполне доступно.
Следует сказать несколько слов о работе над переводом. Прежде всего я хочу искренне поблагодарить Дэя за помощь в подготовке этого издания. Специально для российской публикации он написал предисловие, которое фактически стало отдельной вводной главой книги. Дэй также прислал мне тексты русских цитат из Архива Троцкого, что весьма облегчило подготовку издания. При переводе мы старались максимально сохранить стиль автора, ограничиваясь минимальным количеством редакционных комментариев. Все цитаты из русских публикаций были сверены с первоисточниками. Во всех цитатах сохранены авторская орфография и стиль, а также использование курсива. Все сноски, которые содержались в книге Дэя, помещены в конце глав, при этом в сносках на газеты нами добавлены названия статей, из которых приведены цитаты, и номера газетных страниц. Комментарии к тексту Дэя, сделанные научным редактором, помещены в сносках в конце страниц.
В качестве приложения к книге Дэя публикуются две работы Троцкого – «Новая экономическая политика» и «К социализму или к капитализму?». Эти работы не переиздавались и недоступны в Интернете. Между тем они дают яркое представление об эволюции экономических взглядов Троцкого и не потеряли своего исторического и научного значения.
Книга Ричарда Дэя будет полезна как профессиональным историкам и экономистам, так и всем, кто интересуется нашей историей. Остается лишь пожалеть, что между ее первой публикацией и сегодняшним днем прошло 40 лет.