Глава первая
Мальчик из семьи героев
Прежде чем приступить к рассказу о жизни нашего героя нам не лишне будет хотя бы в общих чертах познакомиться с историей семьи Шмидтов.
Начнем с того, что фамилия Шмидт, разумеется, не является русской, а имеет немецкие корни. Появление Шмидтов генеалоги относят к Бранденбургу XVII века. В переводе с немецкого "шмидт" означает просто «кузнец». Носители фамилии Шмидт упоминаются в северных германских провинциях, сбывших составной частью Пруссии.
Среди германских Шмидтов было немало весьма известных людей, причем, Шмидты славились, прежде всего, своим творческими талантами. Например, Бернхард Шмидт (1630–1708 гг.), известный как "отец Смит", был известен как прекрасный музыкант и создатель органа. Известными поэтами были «Шмидт из Любека» – Георг Филипп Шмидта (1766–1849 гг.) и Фридрих Вильгельм Шмидт (1764–1838 гг.). Писателем народных колядок и был католический священник Кристоф фон Шмид (1768–1854 гг.), известным писателем являлся и Герман Теодор Шмид (1815–1880 гг.). Не менее известным литературным историком и редактором Гете был Эрик Шмидт (1853–1918 гг.), представитель венской линии Шмидтов венский композитор и пианист Франца Шмидта (1874–1939 гг.) знаменитым композитором и пианистом. Помимо этого, можно вспомнить и немецкого скандального писателя недавнего прошлого Арно Шмидта.
Помимо творческих представителей этой фамилии оставили заметный след в истории знаменитый прусский кавалерийский генерал Карл фон Шмидта (1817–1875 гг.), бывший канцлер Западной Германии Гельмут Шмидт и многие другие Шмидты.
Герб рода Шмидт (немецкая линия) Девиз: "Virtus nobilitat" (добродетели облагораживает)
Сегодня считается, что русская линия Шмидтов начинается с некого корабельного мастера Антона Шмидта, который в конце XVII столетия был выписан Петром I и прибыл в Россию из Франкфурта-на-Майне. Из этого явствует, что первый «русский» Шмидт не был дворянских кровей, а являлся самым настоящим Шмидтом, т. е. реальным кузнецом.
Антон Шмидт остался в России навсегда, женился на русской женщине, дети и внуки его стали русскими подданными. Российская ветвь Шмидтов так же дала немало известных людей, имена которых читатель может легко найти на просторах интернета.
Любопытная особенность – по завещанию Антона Шмидта, в каждом новом поколении одного из сыновей следовало в обязательном порядке называть Петром, в честь покровителя и благодетеля основателя русской ветви Шмидтов. Этот наказ предка его сыновьями и внуками неукоснительно соблюдался. Отметим, что российские Шмидты последующих поколений служили в основном на флоте и в армии, однако они оставили заметный след и в медицине, и в науке.
Одним из внуков Антона Шмидта являлся будущий дед нашего героя Петр Николаевич Шмидт (1764–1843 гг.). П.Н. Шмидт служил в Николаевском адмиралтействе и пользовался уважением тогдашнего Главного командира Черноморского флота адмирал А.С. Грейга.
Сын героя нашей книги Петра Шмидта Евгений Шмидт-Очаковский в своих воспоминаниях об отце "Красный адмирал" представил следующую версию генеалогического древа своей семьи по отцовской линии: "Наш род ведет начало с конца XVII столетия, когда мой предок в седьмом колене, корабельный мастер из Франкфурта-на-Майне, прибыл с партией голландских и немецких рабочих в Россию, выписанный Петром, ввиду отсутствия достаточного количества опытных отечественных специалистов по судостроению.
Евгений Петрович Шмидт-Очаковский
Предок остался в России навсегда, женился на русской, и дети его были уже российскими подданными. Большинство из них состояло на службе по морскому ведомству; следующие поколения служили как в армии, так и по гражданским ведомствам. Сведения мои начинаются с прадеда, Петра Николаевича (1764–1843); они весьма поверхностны. Знаю только, что служил он в Николаевском адмиралтействе, пользовался особым покровительством и вниманием со стороны тогдашнего Главного Командира Черноморского Флота, адмирала А.С. Грейга, и умер в Николаеве в чине действительного статского советника. Еще при жизни Петра Николаевича, адмирал Грейг устроил всех его дочерей в различные институты на казенный счет, а двух сыновей, старшего, Владимира, и младшего, Петра (моего деда) поместил в Николаевское училище юнкеров Флота, которое оба деда окончили в 1845 году".
Есть сведения, что П.Н. Шмидт отличался не только знанием своего деда, но и был человеком крепких нравственных устоев. Разумеется, П.Н. Шмидт, как любящий и заботливый отец, делал все от него возможное, чтобы устроить своих детей в жизни своих. Сделать это было непросто, так как дворянство П.Н. Шмидта никакими документами не подтверждалось.
Из воспоминания внука П.П. Шмидта мы знаем, что лишь благодаря покровительству Грейга все дочери Петра Николаевича Шмидта были устроены в различные институты на казенный счет. А два его сына, родившиеся в Николаеве, старший Владимир и младший Петр, контр-адмирал, (отец нашего будущего героя), были на учебу в Николаевское училище юнкеров флота, которое оба успешно окончили. Не хочу слишком углубляться в данную достаточно мутную тему, но те, кого она заинтересует, могут найти ответ на вопрос об особом отношении адмирала А.С. Грейга к семейству Шмидтов в моей книге "Неизвестная война императора Николая Первого "(Москва, издательство "Вече", 2013 г.).