После вчерашнего застолья в кругу ближайших соратников, Сталин проснулся с лёгкой головной болью, однако он почувствовал необычайную для последних лет ясность и чёткость мышления. Как будто, он снова молод и полон сил. Даже все его страхи и психическое напряжение как то отступили. Он встал, умылся и прошёл в кабинет. Перед ним листы свежих отчётов, стопки газет, обзоры аналитиков.
Уже начался сороковой год. Идёт война с Финляндией. Сталин видит промашки своих генералов, слабость и апатию войск. А ведь до этой войны он считал Красную армию чуть ли не самой сильной в мире. Сколько нервов истрепали ему эти неучи в генеральских шинелях. Ведь собирались потратить на войну всего месяц. Чтобы до настоящих холодов и метелей успеть обезопасить Ленинград от удара с севера, и одновременно укротить наглость финнов. Но война затянулась, уже конец февраля, прошло почти 3 месяца, потеряны десятки тысяч людей, танки, артиллерия. А враг ещё не уничтожен.
Сталин просмотрел сводки иностранных газет: они пестрят выводами о полной неспособности «красных» воевать. Но Советскому руководству известно, что масштабы подготовки финнов к войне оказались более высокими, чем это представлялось. Они ещё раньше предполагали, что предстоит война с такой страной как СССР, поэтому готовились изо всех сил, принимали помощь от Запада, которую сейчас официально преуменьшают.
Сталин понимал, что нужно как можно быстрее заканчивать эту войну, а поэтому нужно предложить противнику провести мирные переговоры. Но только они будут на наших, хотя и приемлемых для финнов условиях.
Снова пришли тревожные мысли о набиравшей в мире силу войне: «Нет сомнения, что это будет мировая схватка! Надо ускорить строительство оборонительных сооружений. Ведь такая армия, как сейчас у нас, может быть разгромлена в открытом поле, побежит. Что тогда делать ему?»
Он почувствовал как легкий холодок и дрожь пробежали по спине:
«Да и не столько за свою жизнь ему страшно. А позор, какой будет, если всё вокруг рухнет, что он строил столько лет! Такую державу создали, столько сил в промышленность и в армию вложили! И теперь оказывается, армия то воевать не умеет! Стоят и ждут, когда их противник расстреляет, как в тире! Да, нужно вложиться в оборонительную линию, и покрепче, чем у Маннергейма!»
Он, кажется, успокоился, мысли услужливо подсказывали решение сложных проблем:
«Видимо, нужно также заняться обучением войск. Сейчас, похоже, многие командиры занимаются показухой, им важно создать положительный внешний эффект от быстрого марш-броска, справно выглядящих позиций или красиво марширующих подразделений. Однако, насколько бойцы обучены метко стрелять и использовать технику, какова их реальная боеспособность – это малоизвестно. Ещё больше сомнений вызывают реальные знания и умения командиров.
Ну, а если мы как следует обучим людей, да создадим прочную оборонительную систему, то ни Гитлер, ни вся западная свора не возьмут нас, застрянут.
А пока они будут пробиваться, мы успеем провести массовую мобилизацию и развёртывание войск.»
На совещании, которое состоялось через два дня, Сталин выступил и поставил целый круг вопросов и задач. Предстояло решить, где строить оборонительную линию. Как строить? Как и к чему готовить армию, если у нас основой является наступление. Нужно ли переходить к стратегической обороне, или оборона возможна только как эпизод начала войны, позволяющий нам развернуть армию для наступления. При этом вождь подчеркнул: " В бою боец всегда имел, кроме меча, ещё и щит. Щит олицетворяет оборону. Мы вправе рассматривать не только наступление, но и активную оборону, как равноправные и взаимозависимые методы войны. Но при этом мы понимаем, что победить можно только наступая! Классикой является война с Наполеоном. Когда вначале войны решили дать встречное сражение французам, то получили разгром Аустерлица. Помня это, в 1812 году решили сначала отступать, чтобы не только сохранить армию, но и набраться сил, и это быстро дало свои плоды – враг слабел на глазах, по мере продвижения вглубь нашей территории. А после было наступление русских войск, которое велось вполне грамотно, без крупных сражений, и это в конечном итоге привело к победе!