Автор предисловия Марина Евгеньевна Ланцбург
Редактор Ольга Рыбина
Корректор Мария Устюжанина
Иллюстратор Марина Шатуленко
Дизайнер обложки Тая Королькова
© Наталья Чуркова, 2020
© Марина Шатуленко, иллюстрации, 2020
© Тая Королькова, дизайн обложки, 2020
ISBN 978-5-4498-1394-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Испытав утрату, человек зачастую остается один на один со своими переживаниями. Культура обращения к специалисту пока не вошла в привычку. Между тем событие, воспринимаемое как потеря чего-либо значимого, запускает цикл горя.
Я более двадцати лет сопровождаю матерей и отцов после потери ребенка в беременности, родах и раннем детстве и хорошо знаю, сколько сложных и самых противоречивых чувств испытывают родители, узнающие о замершей беременности, патологии плода или смерти ребенка после родов.
Вначале люди испытывают шок, им трудно принять событие, которое противоречит самой логике развития беременности, в то время как они уже строили образ будущего, готовились к жизни с малышом. Нередко в родильном доме мать встречается с повторной травматизацией, вызванной неосторожным словом врачей, отсутствием выражения сочувствия, жесткостью действий. Бывает, что женщина, потерявшая ребенка в беременности, оказывается в отделении рядом с теми, кто идет на аборт, а мать ребенка, умершего в родах, – рядом с кормящими матерями. Не отработан и ритуал прощания с ребенком в этом случае, и, таким образом, с самого начала создаются препятствия для решения главной задачи первого этапа горевания – признания факта утраты.
В дальнейшем на стадии глубокого горя родителям необходимо время для того, чтобы погрузиться в свои переживания, говорить о них, возвращаться к ним вновь и вновь, прочувствовать в полной мере боль, которая неизбежна в случае, если уже была установлена связь с желанным ребенком. В резкий диссонанс с этой необходимостью вступают рекомендации не плакать, не проявлять эмоции, разговоры о том, что у них еще будут дети. А если на протяжении года наступает следующая беременность, то будущим родителям могут категорически запретить возвращаться к мыслям об утраченном малыше, мотивируя это тем, что горевание повредит вынашиваемому ребенку.
Следствием непрожитой боли, не интегрированного опыта утраты является невозможность включиться во взаимодействие с новым ребенком, поскольку оно воспринимается как предательство по отношению к умершему в предыдущей беременности. Пережившая травму мать боится и ждет новую утрату на том же сроке беременности, оказывается неготовой формировать привязанность к малышу, опасаясь вновь пережить боль потери. Запертые чувства разрушают организм и душевное равновесие женщины, приводят к напряженной обстановке в семье, разрыву социальных связей. Пока не будет найдено место ушедшему ребенку, материнское сердце не сможет в полной мере открыться ребенку, родившемуся впоследствии.
Наташа Чуркова, мать, потерявшая ребенка на 22-й неделе беременности, описывает свой опыт, свои чувства и то, как они менялись, с удивительной открытостью, искренностью и честностью, что, несомненно, поможет другим, столкнувшимся с подобным в своей жизни, признать ценность и важность своих переживаний. Никогда не поздно вернуться к гореванию, чтобы прожить цикл горя до конца, чтобы осмыслить его и дать возможность этому непрошенному, но ворвавшемуся в нашу жизнь опыту, изменившему нас самих, занять свое особое место в нашей жизни. Пройдя подготовку в моем Центре перинатальной психологии на авторском семинаре по сопровождению утрат перинатального периода, психолог Наталья Чуркова смогла осознанно отнестись к тому, через что ей пришлось пройти, и мужественно открыть свое сердце другим матерям и отцам. Написанная ею книга способна оказать целительное воздействие на тех, кому пришлось в своей жизни пережить подобное.
Книга будет полезна родителям, переживающим утрату или встретившимся с ней в прошлом, а также специалистам, сопровождающим женщин, потерявших своих детей в беременности и родах.
Марина Ланцбург,
кандидат биологических наук, одна из основателей перинатальной психологии в России, руководитель Школы для Пап и Мам www.mamapapa.ru и Центра перинатальной психологии для специалистов www.psymama.ru
Прежде чем я начну писать… А пока у меня еще нет уверенности, что сил хватит на то, чтобы закончить эту книгу… но есть огромное желание это сделать… И раз вы сейчас держите ее в руках – значит, у меня получилось!
Получилось благодаря тем людям, которым я хочу выразить огромную благодарность! Все они сыграли в моей истории очень важную роль. Кто-то дал мне сил жить после того, что случилось. Кто-то помог понять, что это случилось не просто так, а в этом есть смысл, и этот смысл стал мне понятен многими годами позже… Кто-то подсказал, как использовать этот полученный тяжелый опыт во благо.
Однажды в телефонном разговоре с Алиной Н. она предложила мне написать о том, что со мной произошло, поделиться этим с другими, и это было так неожиданно… спустя почти 20 лет вернуться к этим воспоминаниям. «То, что случилось с тобой, очень нужно перечитать многим женщинам, многим, кто сейчас в самом начале этого тяжелого пути», – сказала она.
Прошло два дня, мысль о книге не покидала меня… И поскольку это мой первый авторский опыт, я прошу не судить строго, это просто история о том, как я потеряла свою девочку, своего маленького ангелочка, это память о ней. Этой памятью я хочу поделиться с вами.
Спасибо Марине Евгеньевне Ланцбург за ту колоссальную работу, которую она ведет в области перинатальной психологии. К сожалению, когда я оказалась в этой ситуации, перинатальной психологии в России можно сказать не было… Двадцать лет назад, в конце 90-х, людям просто было не до этого… И мы оставались выживать в этой адски тяжелой ситуации так, как могли, как умели, и некому было подставить плечо и подсказать, как можно сделать эту боль легче, терпимее, как не застрять в этой боли, как научиться после случившегося жить и, главное, как научиться радоваться жизни и верить, что все будет! Все будет хорошо!
Я буду двигаться от главы к главе, заново проходя весь этот путь… день за днем… год за годом. Это мой опыт, мои воспоминания… это то, чем я хочу с вами поделиться…
Только задумайтесь, по статистике около 20% беременностей сроком до 12 недель и около 8% сроком более 12 недель прерываются самопроизвольно. Некоторым женщинам приходится пройти через это неоднократно… Практически каждая пятая женщина имеет такой печальный опыт. Почему же так мало говорится об этом? Почему, когда это происходит с тобой, ты оказываешься, по сути, в информационном вакууме? Врачи немногословны, порой даже жестоко молчаливы. В лучшем случае можно услышать: «Восстановитесь и попробуете еще раз. Такое бывает. Нечего плакать, будете только хуже восстанавливаться. Быстрее успокоитесь, быстрее наступит следующая беременность».