© Mark Thompson / POOL / AFP / East News
© Во внутреннем оформлении использованы фотографии:
© Philip Brown / Popperfoto / GettyImages.ru;
© Mark Capilitan / Sutton Images / GettyImages.ru;
© Dave Benett / GettyImages.ru;
© Darren Heath Photographer / Hulton Archive / GettyImages.ru;
© Rainer Schlegelmilch / GettyImages.ru;
© VALERY HACHE / AFP / GettyImages.ru;
© Mark Thompson, Clive Rose, Lars Baron, Charles Coates / Getty Images Sport / GettyImages.ru;
© Emily Davenport / Sutton Images / GettyImages.ru;
© Zak Mauger, Charles Coates / LAT Images / GettyImages.ru;
© Mario Renz / Formula 1 / GettyImages.ru
© Коваленко В. Ю., текст, 2024
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2025
2 февраля 2024 года «Скудерия Феррари» сделала предельно краткое и сенсационное заявление о том, что Льюис Хэмилтон с 2025 года будет выступать за эту команду с многолетним контрактом. Событие исключительно примечательное и давно напрашивавшееся. С одной стороны, «Скудерия» – легендарная команда, находящаяся в очередном затяжном кризисе. Ни заслуженные чемпионы, ни талантливые новички не могут вот уже полтора десятка лет принести титул. С другой стороны, семикратный чемпион Хэмилтон, который уже все всем доказал, но еще молод для того, чтобы закончить карьеру. Завоевать титул чемпиона «Формулы‐1» с «Феррари» – это идеальный стимул для человека, побившего все рекорды. Точнее, один из самых престижных рекордов он пока что делит с Михаэлем Шумахером – 7 титулов. И если он завоюет еще один с «Феррари», рекорд у него будет единоличный, а репутация особенная – гонщика, наконец-то подарившего титул и «Скудерии». Алонсо не смог, Феттель не смог, Леклер не смог (но еще может), а Хэмилтон смог. Ведь уже один раз он это делал, оставив давший ему путевку в «Формулу‐1» «Макларен» и приведя «Мерседес» к титулу шесть раз. Поэтому, как бы ни сложился 2024 год, следующего болельщики будут ждать с особенными чувствами, готовясь стать свидетелями исторического события.
И в этой ситуации нам с вами есть смысл окинуть пытливым взором уникальную карьеру британского чемпиона, чтобы вспомнить все его взлеты и относительные падения.
Глава первая
Детство, картинг и британские молодежные серии
(1995–2003)
О Льюисе Хэмилтоне в «Формуле‐1» узнали задолго до того, как он сел за руль машины Ф1. Даже задолго до того, как он вообще подрос, чтобы достать ногами до педалей. Его буквально ждали. Ему заранее был выписан счастливый билет, и сомнений в том, что он не просто придет в «Формулу‐1», но и станет чемпионом, не было никаких. Для Ф1 ситуация совершенно уникальная. Ни один другой гонщик никогда больше не получал такой огромный кредит доверия. В Британии обычно говорят, что такой человек «родился с серебряной ложкой во рту», но в отношении Льюиса оговариваются, что это совсем не его случай. Он не аристократ, у него никогда не было много денег, на которые он мог бы приобрести лучшую технику.
А внимание босса «Макларена» Рона Денниса он завоевал своими успехами на трассе и отчасти – некоторым нахальством. Вот как это было.
Предки Льюиса были родом из Гренады, островного государства на самом юге карибской гряды близ побережья Венесуэлы. Дэйвидсон Хэмилтон (Davidson Hamilton) отправился в Британию в поисках лучшей жизни в конце 1955 года в возрасте 25 лет после того, как ураган Джанет в сентябре того года принес острову значительные разрушения. В мае 1956 года он женился на Агнес Митчелл (Agnes Mitchell) и ровно через четыре года (по другим данным – в 1963 году) у них родился сын Энтони-Карл-Артур, или просто Энтони, будущий отец Льюиса. Агнес умерла рано, и семья предпочитает не комментировать ее смерть. Дэйвидсон вернулся на Гренаду, где умер в октябре 2018 года накануне мексиканского Гран-при, на котором Льюис завоевал свой пятый титул.
Дэйвидсон Хэмилтон работал в лондонской подземке, Энтони пошел по его стопам и начал свою трудовую деятельность в 17 лет служащим на железной дороге. Вечерами он учился программированию ЭВМ и вскоре стал заниматься этим профессионально в своей компании. В 1983 году он женился на белой девушке Кармен Ларбалестир (Carmen Larbalestier) из того же городка Стивенидж (Stevenage) к северу от Лондона, где жила и семья Хэмилтонов. И 7 января 1985 года у них родился сын, которого они назвали Льюис-Карл в честь быстрейшего тогда человека на планете, девятикратного в итоге олимпийского чемпиона американского чернокожего легкоатлета Карла Льюиса. В конце 1986 года его родители разошлись, и Энтони, будучи человеком глубоко порядочным, оставил дом своей бывшей жене и сыну, а сам поселился в квартире неподалеку, чтобы быть к ним ближе. Развод произошел мирно, по взаимному согласию сторон, и хотя Кармен скоро снова вышла замуж, она оставалась с Энтони в хороших отношениях.
Маленький Льюис в выходные жил у отца, которому надо было придумывать, чем занять сына, и когда тому было шесть лет, Энтони купил ему радиоуправляемую модель автомобиля. Это был исключительно удачный ход, и вскоре Льюис днями напролет совершенствовал свое мастерство на полу отцовской квартиры, а Энтони не успевал заряжать аккумулятор машинки. Отец отметил отличную координацию Льюиса, который отлично справлялся с пультом управления, и решил, что в этом занятии есть смысл пойти дальше. В соседнем городке Хертфорд был клуб любителей радиоуправляемых моделей, в котором по воскресеньям проводились гонки, и Энтони с Льюисом стали постоянными участниками соревнований. Через три месяца Льюис уже лидировал в чемпионате клуба. При этом среди участников, помимо Льюиса, был еще только один ребенок, все остальные были подростками и взрослыми, но маленький чернокожий пацаненок уделывал их всех.
Энтони, или Тони, как его часто звали для краткости, уже тогда был грамотным менеджером, и хотя до мыслей об автогонках, где медийная составляющая очень сильна, был еще далеко, он воспринимал хобби сына шире, чем просто времяпровождение. На британском телевидении была детская программа под названием «Синий Питер». Так назывался морской сигнальный флаг, означавший латинскую букву P. Флаг был синего цвета с белым квадратом посередине, поэтому его называли по цвету и букве Blue Peter – «Синий Питер». Тони связался с авторами программы и предложил им интересную тему о своем талантливом сыне. На лужайке в небольшом саду построили автомобильную трассу, пригласили Льюиса и других автомодельных энтузиастов. В показательном заезде семилетний чернокожий парнишка стоял в ряду гораздо более старших подростков, самый низкий из которых был на две головы выше Льюиса. Понятно, что массовка специально была выбрана именно такой и, возможно, даже получила соответствующие инструкции. Но что нельзя было инсценировать – это наглядную координацию движений Льюиса и ловкое управление миниатюрным автомобильчиком. Он сосредоточенно двигал рычажками и отвечал на вопросы ведущего, не отрывая взгляд от машинки, а потом выиграл показательный заезд.