Игорь Родин - М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Краткое содержание. Анализ текста. Литературная критика. Сочинения

М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Краткое содержание. Анализ текста. Литературная критика. Сочинения
Название: М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Краткое содержание. Анализ текста. Литературная критика. Сочинения
Автор:
Жанр: Русская классика
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Краткое содержание. Анализ текста. Литературная критика. Сочинения"

Данная книга содержит в себе все необходимое, что может понадобиться при изучении повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» в школе, а также при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Особое внимание уделено анализу текста, образов произведения и написанию сочинения, поскольку именно это вызывает наибольшие трудности при сдаче экзаменов.

Бесплатно читать онлайн М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Краткое содержание. Анализ текста. Литературная критика. Сочинения


© – Родин И. О.

Краткие биографические сведения

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Настоящая фамилия Салтыков, литературный псевдоним – Н. Салтыков.

1826.15(27).01 – родился в Тверской губернии в семье помещика.

1844 – окончил Царскосельский лицей.

1845–1847 – участие в кружке Петрашевского.

1847 – опубликована повесть «Противоречия».

1848 – повесть «Запутанное дело». В обеих повестях проводилась мысль о необходимости преобразования общественного строя, за что Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку.

1848–1855 – жизнь в Вятке.

1856–1857 – по возвращении из Вятки опубликовал «Губернские очерки», принесшие ему известность.

1858–1861 – был вице-губернатором в Рязани и Твери.

1862 – вышел в отставку, вступил в редакцию журнала «Современник».

1864 – вернулся на государственную службу.

1868 – уволился и стал одним из редакторов, а после смерти Некрасова – ответственным редактором «Отечественных записок» (до закрытия журнала в 1884).

1869–1870 – «История одного города», «Помпадуры и помпадурши» и другие произведения.

1875–1880 – «Господа Головлевы», «Современная идиллия» и другие произведения.

1887–1889 – опубликована «Пошехонская старина», в которой запечатлена, как и в большинстве других произведений, дореформенная Россия». В 80-х годах Салтыков-Щедрин создает также большинство своих сказок.

1889 – умер в Петербурге.

Основное содержание

От издателя

Издатель, имея давнее намерение написать историю какого-нибудь города или края, обнаруживает в архиве города Глупова связку тетрадей под названием «Глуповский летописец». Летопись охватывает период с 1731 г. (т. е. от воцарения Анны Иоанновны) по 1825 г. (восстание декабристов). Предваряет летопись «опись», составленная последним летописцем, а завершают несколько детских тетрадок, «заключающих в себе оригинальные упражнения на различные темы административно-теоретического содержания» – «об административном всех начальников единомыслии», «о благовидной градоначальников наружности», «о спасительности усмирений (с картинками)», «мысли при взыскании недоимок», «превратное течение времени», декларация «о строгости». Издатель замечает, что содержание «Летописца» во многом фантастично, однако он счел своим долгом сохранить все подробности. «С первой минуты до последней издателя не покидал грозный образ Михаила Петровича Погодина» (историка и публициста, владельца огромной библиотеки древнерусских рукописей, монархиста).

Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца

Данная глава – единственная в «Истории одного города», написанная от лица летописца Павлушки Маслобойникова и стилизованная под язык восемнадцатого века. Из четырех архивариусов двое носят фамилию Тряпичкин (см. «Ревизор» Н. В. Гоголя). Глупов сравнивается с древним Римом – на основании того, что построен на семи холмах (Россия считалась «Третьим Римом»), и потому что имеет собственных «Неронов преславных и Калигул, доблестью сияющих» (оба императора прославились не столько благодаря отваге, сколько жестокости и самодурству). И в Глупове и в древнем Риме «великое множество экипажей ломается и столь же бесчисленно лошадей побивается. Разница в том только состоит, что в Риме сияло бесчестие, а у нас – благочестие, Рим заражало буйство, а нас – кротость, в Риме бушевала подлая чернь, а у нас – начальники».

О корени происхождения глуповцев

В древности на севере жил народ по прозвищу головотяпы – «оттого, что имели привычку «тяпать» головами обо все, что бы ни встретилось на пути». По соседству жили племена губошлепов, кособрюхих, рукосуев, слепородов, лапотников, гущеедов, моржеедов и им подобные. У них не было ни вероисповедания, ни управления, и они постоянно враждовали друг с другом. Именно головотяпам первым пришла в голову мысль об объединении и единовластии. По предложению головотяпов представители всех племен соревнуются в умении тяпаться головами; первенство остается за головотяпами, которые объявляют себя главными и принимаются «устраиваться внутри, с очевидной целью добиться какого-нибудь порядка». Делают они это оригинальными способами – «Волгу толокном замесили, теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили, потом козла в соложеном тесте утопили, потом свинью за бобра купили да собаку за волка убили, потом лапти растеряли да по дворам искали: было лаптей шесть, а сыскали семь; потом рака с колокольным звоном встречали, потом щуку с яиц согнали, потом комара за восемь верст ловить ходили, а комар у пошехонца на носу сидел, потом батьку на кобеля променяли, потом блинами острог конопатили, потом беса в солдаты отдавали, потом небо кольями подпирали, наконец утомились и стали ждать, что из этого выйдет.

Но ничего не вышло. Щука опять на яйца села; блины, которыми острог конопатили, арестанты съели… А рознь да галденье пошли пуще прежнего… Нет порядку, да и полно… Тогда надумали искать себе князя».

Головотяпы ищут князя и плутая в трех соснах, и на болоте, и на поляночке, куда их приводит вор-новотор. Последний князь соглашается владеть головотяпами, но наместником посылает самого вора-новотора. Прибыв домой, головотяпы основывают город Глупов. Вор-новотор недоволен покорностью подданных и провоцирует бунты, которые сам же и подавляет. Наместники неоднократно сменяются, но состояние дел остается прежним: непомерные поборы и притеснения, затем бунты, затем жестокое подавление бунтов, затем наместник учиняет нечто совсем безобразное (один проворовался, другой отдал всех женщин себе самому на поругание, третий убил и сжег слишком много народа и т. д.). Князь, проведав об этом, восклицает: «Несть глупости горшия, яко глупость!». Он самолично отправляется в Глупов и кричит: «Запорю!»

С этим словом начались исторические времена.

Следует «Опись градоначальникам», в которой кратко излагаются сведения о градоначальниках Глупова, в последующих главах развернутые в конкретные сцены.

Среди тех, кому не посвящены отдельные главы, – Клементий Амадей Мануйлович («вывезен из Италии Бироном… за искусную стряпню макарон; потом, будучи внезапно произведен в надлежащий чин, прислан градоначальником»), Урус-Кугуш-Кильдибаев Маныл Самылович (известный «безумной отвагой и даже брал однажды приступом город Глупов»), Ламврокакис («беглый грек, без имени и отчества и даже чина, пойманный графом Кирилою Разумовским в Нежине, на базаре. Торговал греческим мылом, губкою и орехами; сверх того, был сторонником классического образования. В 1736 году был найден в постели, заеденный клопами.») и проч.

Органчик

В августе 1762 г. в Глупов прибывает Дементий Варламович Брудастый. Он «молчалив и угрюм» и постоянно кричит: «Не потерплю!». Обыватели, которые любят, чтобы начальник вел себя любезно, недовольны Брудастым. Он запирается в своем кабинете, не ест, не пьет, а пишет распоряжения о всеобщей порке. Жители приходят в ужас, небезосновательно полагая, что «он этаким манером целый город выпорет». О градоначальнике распространяются слухи, что он не человек, а оборотень: за Брудастым замечены странные вещи. По ночам он тайком принимает у себя часовщика Байбакова, который выносит из дома градоначальника что-то, бережно завернутое в тряпицу.


С этой книгой читают
Данная книга – не совсем обычная. Помимо общей подробной характеристики зодиакальных знаков она содержит конкретные примеры общеизвестных литературных персонажей на каждый знак. В книге подробно объясняется, почему Наташа Ростова, скорее всего, была Стрельцом, а Скарлет О'Хара – Скорпионом. Доказательства берутся из текстов самих произведений, поэтому данная книга – не только увлекательное чтение по астрологии, но еще и встреча со знакомыми литер
Данная книга – не совсем обычная. Помимо общей подробной характеристики зодиакального знака Телец она содержит рекомендации по общению с ним. Рекомендации адресованы другим знакам, для наглядности приводятся примеры стандартных ситуаций, в которых черты Тельца проявляются наиболее рельефно. Книга направлена на анализ поведения определенного знака зодиака и рассказывает о реальных возможностях моделирования его реакции, исходя из зодиакальной прин
Данная книга – не совсем обычная. Помимо общей подробной характеристики зодиакального знака Близнецов она содержит рекомендации по общению с ним. Рекомендации адресованы другим знакам, для наглядности приводятся примеры стандартных ситуаций, в которых черты Близнецов проявляются наиболее рельефно. Книга направлена на анализ поведения определенного знака зодиака и рассказывает о реальных возможностях моделирования его реакции, исходя из зодиакальн
Данная книга – не совсем обычная. Помимо общей подробной характеристики зодиакального знака Скорпион она содержит рекомендации по общению с ним. Рекомендации адресованы другим знакам, для наглядности приводятся примеры стандартных ситуаций, в которых черты Скорпионов проявляются наиболее рельефно. Книга направлена на анализ поведения определенного знака зодиака и рассказывает о реальных возможностях моделирования его реакции, исходя из зодиакальн
В книге впервые собрано научное наследие Евгения Абрамовича Тоддеса (1941–2014). Избегавший любой публичности и не служивший в официальных учреждениях советской и постсоветской эпохи, он был образцом кабинетного ученого в уходящем, самом высоком смысле слова. Работы Е. А. Тоддеса, рассеянные по разным изданиям (ныне преимущественно малодоступным), внятно очерчивают круг его постоянных исследовательских интересов. Это – поэтика и историко-философс
Факт малоизвестный, но между тем, помимо литераторов, притчи и сказки писали историки. Например, Карамзин, Ключевский и Костомаров крайне искусно пользовались Ветхозаветной стилистикой для изложения нравоучительных историй, которые мы сегодня называем притчами.В настоящее издание вошли притчи и сказки русских писателей от вышеупомянутого Николая Карамзина и ныне изрядно подзабытого Ивана Киреевского до писателей серебряного века Алексея Ремизова
Со смехом о неудачах, с улыбкой о дружбе, с перчиком о любви и с юмором обо всем на свете. Озорная, как весенняя капель, лирика и проза от никогда не унывающих авторов группы «Стихи. Проза. Интернациональный Союз Писателей» ВКонтакте.
Эта книга о времени и о судьбе замечательных писателей пушкинской эпохи, и о том, как получить заряд бодрости от классической литературы спустя 220 лет. Книга может служить дополнением к написанию сочинений. А также будет интересна тем, кто интересуется временем, в котором жили великие люди, оставившие свой след в русской культуре.
Авторы этой книги – известные полководцы Великой Отечественной войны. А.М. Василевский – Маршал Советского Союза, начальник Генштаба; И. С. Конев – Маршал Советского Союза, командующий фронтами в годы Великой Отечественной войны; К.К. Рокоссовский – Маршал Советского Союза и маршал Польши, командовал основными фронтами в годы войны, а по ее окончании командовал парадом Победы на Красной площади в Москве.В своих мемуарах они рассказывают о Георгии
В этой небольшой пьесе боги Древнего Египта становятся аллегорическим воплощением социума начала XX века. Цинично и жестоко они судят тех, кто осмелился выйти за рамки установленных порядков, – и не важно, какова была цель…Всех осуждённых ожидает встреча с Секхет, египетским Демиургом, девиз которого: «Наказывай виновных и устраняй осквернение». Но кто же осквернен в современном мире: обвиняемые или обвинители? И кто в действительности заслуживае
Пишу о вас, родненьких. О тех, кто меня окружает… Имя вам – легион! Все ваши проблемы – это мои рассказы. В каждом из них вы узнаете себя. В каждом из них – ваша жизнь, которую я описываю на страницах своих сборников. Смотрите на свою жизнь иронично и не пытайтесь понять моего главного героя. Он такой же беспокойный, как и вы… Первое – именно об этом!
Возвращение домой сулит Виго новые испытания. Он теряет старых друзей и обретает новых. Нам предстоит узнать, что ждёт его при возвращении домой.