Долгое время я считала моду чем-то несерьезным. Несмотря на то что мне всегда нравилось покупать вещи, в которых я чувствовала себя отлично, меня не покидало ощущение, что я предаюсь какому-то постыдному удовольствию. Я толком не осознавала этого в тот период, но, вероятно, мой внутренний диалог звучал примерно так: «Когда в мире столько реальных проблем, у кого есть время для моды?»
Теперь мне кажется это странным, ведь вся моя карьера, темы моих книг и статей связаны с идеей о том, что внешняя и внутренняя среда связаны – и что даже такое будничное дело, как уборка дома или покраска стен в ванной, может оказать крайне позитивное влияние на каждую сферу жизни. Так почему же одежда казалась мне в лучшем случае чем-то функциональным, может быть время от времени развлекающим, но по большей части связанным с какой-то суетой или импульсивными тратами, и определенно не тем, на что реально стоит тратить энергию и внимание?
В каждом из нас живет потаенное желание быть замеченным. Мы жаждем выразить свою красоту так, чтобы другие увидели в ней нашу сущность.
Дженнифер Робин, писатель, художник и консультант в области моды
Тому есть несколько причин. Во-первых, считая моду чем-то ненастоящим, я вытесняла все, что связано с этой темой, на периферию сознания, даже не замечая этого. Во-вторых – что более важно с точки зрения саморазвития, – в детстве мне недоставало родительского внимания, и мое отношение к нарядам, украшениям и заботе о себе отчасти обусловлено этим опытом: ведь пока человеку не удастся сознательно изменить эту позицию, скорее всего, он будет относиться к себе так же, как к нему относились в детстве. Так что я не могла раньше убедиться в том, сколько радости может принести ношение тщательно подобранной и любимой одежды, как это может укрепить чувство собственной значимости. Как вы догадываетесь, для человека вроде меня, – который превратил самоисцеление в хобби, – это стало победоносным открытием и существенным подспорьем в развитии в этой области.
Возможно, первым толчком к пересмотру отношений с модой стал для меня документальный фильм «Нью-Йорк» с Биллом Каннингемом. Взгляд на мир увлеченными глазами именитого фотографа уличной моды Билла Каннингема помог мне осознать, что в то время, как «вся эта» мода может показаться чем-то надуманным кому-то, кто, скажем, дни и ночи проводит в офисах журнала Vogue, на самом деле это очень личный вид искусства. Это способ взаимодействия людей друг с другом и всем остальным миром, средство самовыражения и то, что побуждает с любовью и вниманием рассматривать и ценить окружающих. А также это способ наслаждаться жизнью здесь и сейчас – привнося волшебство в повседневность. Учитывая, что все на свете взаимосвязано, в том числе настроение и душевное состояние каждого из нас, ничего незначительного определенно не существует.
Когда я начала смотреть на вещи с этой точки зрения, то смогла задуматься о своей жизни и увидеть силу моды в действии: когда я чувствовала себя прекрасно и наслаждалась жизнью, это находило отражение в моем гардеробе – как и в те времена, когда я стыдилась чего-то и была не уверена в себе. Было ли мое настроение отражением моего гардероба, или, наоборот, гардероб отражал настроение? Очевидно, и то и другое.
Каждая культура, любой эпохи, в каждой стране мира, так или иначе отдавала дань моде: похоже, людям вообще свойственно выбирать одежду или средства для ухода за собой, не руководствуясь одной лишь функциональностью. На персональном уровне просто невозможно отрицать тот факт, что человек лучше чувствует себя тогда, когда его волосы в порядке и он хорошо одет. А когда мы чувствуем себя хорошо, мы принимаем лучшие решения, излучаем больше уверенности в себе и получаем больше уважения от других. Собственно, почему мы должны осуждать себя за это и зачем обесценивать, прямо или косвенно, этот аспект человеческой жизни? Желание выразить и улучшить себя с помощью одежды явно присуще человеческой природе. С тем же успехом можно было бы упрекать себя за желание влюбляться или ходить босиком по траве.
На мой взгляд, считать моду чему-то глупым или незначительным – это все равно что отрицать историю, а зачастую это еще и проявление сексизма: как будто нечто, что традиционно больше занимает женщин, не может быть достойным предметом научных исследований.
Тим Ганн, автор книг, эксперт в области моды и телезвезда
Мой отец не слишком религиозен, зато очень начитан, и стих 12: 27 Евангелия от Луки всегда был его любимым: «Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них». Я хорошо его помню, потому что отец часто цитировал его мне и моему брату в детстве. В то время я понимала его так: «Какая разница, что ты носишь и какая у тебя работа? Цветы красивее королей». Однако сейчас я истолковываю его несколько глубже. Теперь, когда я «смотрю на лилии», то сознаю, насколько каждый цветок драгоценен и божественно прекрасен таким, каков он есть, – так же, как я сама, как вы и тот же Соломон. Его царское облачение не могло сравниться с его подлинной красотой и совершенством: он не был