Эта книга о Малой Морской улице является продолжением книги тех же авторов Л.И. Бройтман и Е.И. Краснова «Большая Морская улица», опубликованной в 1996 и в 1997 гг. Это была первая большая книга об одной улице. В 1998 г. мы получили за нее Анциферовский диплом в номинации «Научно-исследовательская работа». В 2005 г. книга была переиздана в два раза большем объеме.
Заканчивая книгу «Большая Морская», мы начали собирать материалы по Малой Морской, но в 1990-е гг. Лариса Ильинична уехала в Германию, а я переключилась на другие темы по истории Петербурга и генеалогию. Все эти годы нас постоянно спрашивали, когда мы напишем о Малой Морской. Мы начали работу, но в 2014 г. Ларисы Ильиничны, увы, не стало. Дальше работать мне пришлось одной. Заканчивать книгу, когда вам девяносто, – непростая задача, но, надеюсь, я с ней справилась.
Возможно, прочитав эту книгу, читатели вернутся к книге «Большая Морская улица», поэтому хотя бы здесь сообщим, что в книге о Большой Морской по вине издательства в именном указателе вместо страниц указаны номера домов.
Улицы, о которых идет речь в этих книгах, начали застраиваться в начале XVIII в. Здесь располагались Морские слободы, в которых должны были жить люди, имеющие отношение к Адмиралтейству, к постройке кораблей. Дома в слободах были в основном деревянные или мазанковые. В 1736 г. во время громадного пожара они сгорели почти все. После пожара резко изменился состав населения улиц, так как теперь здесь разрешалось строить только каменные дома, на которые денег у большинства прежних владельцев не было, поэтому сведения о владельцах домов до пожара в основном есть только по тем домам, где эти владельцы сохранились. Правда, есть перепись домов 1717 г., но в ней почти невозможно разобраться. После пожара разбираться легче. Была создана Комиссия о Санкт-Петербургском строении, и сохранился план, составленный в 1738 г. архитектором Еропкиным, на котором указаны участки, на которые делится Большая Морская и левая часть Малой Морской улицы (правая часть еще не существовала, дома левой стороны до середины XVIII в. выходили фасадами на Адмиралтейский луг), и кому эти участки будут даны.
Малая Морская улица за время своего существования не раз меняла свое название. Можно составить примерную таблицу этих названий по годам. Но часто разные люди в один и тот же год указывали разные названия улицы.
1738–1773 г. – Большая Луговая,
1761 г. – Луговая Адмиралтейская,
1768–1800 г. – Новая Исаакиевская,
1731–1902 г. – Малая Морская,
1902–1993 г. – ул. Гоголя,
1993 г. – Малая Морская.
Колоссальный массив материалов – купчих и закладных на петербургские дома в интервале 1716–1780 гг. хранится в Москве в Архиве древних актов (РГАДА. Ф. 285), но пользоваться им трудно, так как он не систематизирован и не снабжен указателями. На каждый год имеется толстенная рукописная книга, в которую купчие и закладные на дома записаны просто в порядке регистрации, причем вместе – и петербургские, и московские. В Петербурге имеется вторичный источник. В первой половине ХIX в. священник С. С. Тапильский переписывал в большие тетради в произвольном порядке все встречаемые им купчие и закладные. Систематизировать их он не успел, хотя пытался определить, на какой улице находится дом (в 1738 г. впервые появились названия улиц). Тетради эти попали в руки другого священника – Яковлева, а затем под названием Фонд Яковлева почему-то разделились между двумя Петербургскими архивами: РГИА. Ф. 834 и ЦГИА СПб. Ф. 2263.
Много материалов можно найти в газете «Санкт-Петербургские ведомости», которая издавалась с 1728 г. В ней печатались не только объявления о купле-продаже и залоге домов, но и о наследовании и другие объявления, содержащие адреса разных людей (например, потерявшуюся собаку или потерянное кольцо просят доставить за вознаграждение такому-то туда-то). Постепенно издаются указатели содержания по годам.
Номеров у домов до 1780 г. не было, разобраться помогает то, что обычно в купчих и закладных на дом указывали соседей и предыдущих владельцев. Для того чтобы разобраться в этих материалах, надо знать владельца хотя бы одного дома на нужной улице. Номера появились только в 1780 г., но не по улицам, а по так называемым кварталам внутри частей, на которые был разделен город. Наши улицы находились в I Адмиралтейской части, которая располагалась между Невой и Мойкой. Первый квартал составляли участки от Летнего сада до Невского, второй – от Невского до Исаакиевской площади, третий – за Исаакиевской площадью. Несколько лет назад А. А. Иванов, много работавший с «Санкт-Петербургскими ведомостями», опубликовал книгу «История Петербурга в старых объявлениях», в которой он поместил содержание (конспекты) некоторых объявлений в интервале 1730–1820 гг., в которых он разобрался и указал современные адреса. Объявления размещены в хронологическом порядке, но есть именной указатель.
Естественно, большое значение имеет иконографический материал.
Сведения о владельцах и о том, как выглядели их дома в 1740- х гг., дают материалы коллекции Берхгольца (хранится в Стокгольме, фотографии есть в Эрмитаже и Музее истории Санкт-Петербурга). Изображены только каменные и красивые дома на улице, но, к сожалению, название улиц не указано. Сверху над каждым домом мелким готическим шрифтом по-немецки написана фамилия владельца, часто с ошибкой (например явно немецкой фамилией Brilken назван русский Брылкин).
Как выглядели дома в конце 1760-х – начале 1770-х гг. можно увидеть на рукописном аксонометрическом плане Санкт-Петербурга Сент-Илера, на котором улицы и дома центра города изображены с высоты птичьего полета. Состоит он из отдельных фрагментов, не всегда стыкующихся друг с другом. Хранится он в Музее военно-морского флота. На нем не обозначены ни улицы, ни владельцы, но, сравнивая рисунки с современным планом, в итоге удалось определить, какие улицы изображены на каком фрагменте. В итоге недавно этот план был издан в форме большого альбома.
Рисунки XVIII в. не всегда дают правильное представление об обывательских домах. Художник иногда рисовал достроенным то, что существует в проекте, не обращая внимания на детали окружающих домов.
Некоторые дома 1740-х гг. сохранили свой вид до 1760-х, и, сравнивая их вид и число домов между пересекающими улицами, можно узнать названия улиц на рисунках из коллекции Ф. В. Берхгольца. Этим-то мы и занимались, начав работать над книгой о Большой Морской с начала 1980-х гг., естественно прихватывая и некоторые материалы по Малой Морской. Разумеется, при этом надо всегда проверять фамилии соседей по купчим.