Самое прекрасное, что мы можем испытать, – это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки…
А. Эйнштейн
Согласны ли вы с великим Альбертом Эйнштейном, высказывание которого стало эпиграфом к этой книге? Я – да. Более того, я считаю, что тайна – не только источник искусства и науки, но и прекрасная возможность для каждого из нас оправдать свое звание «человека разумного», попытавшись раскрыть какую-либо из мировых загадок…
Меня зовут Александр Дей. Сразу скажу: это псевдоним, так как в связи с особенностями моей работы я не могу «засвечивать» свое настоящее имя. По образованию и по роду занятий я программист, а мировые загадки, можно сказать, мое хобби. Думаю, что мне повезло совместить приятное с полезным: электронные библиотеки и архивы, интернет-источники позволяют обрабатывать огромное количество информации, а график работы дает возможность совершать в случае необходимости разнообразные поездки для того, чтобы с чем-то (или с кем-то) познакомиться лично.
Как ни странно, я нахожу много общего в предметах своей профессии и в «мировых загадках», ведь многие из них также тесно связаны с кодами и шифрами. Так, несколько лет я посвятил изучению египетских иероглифов и получил огромное удовольствие, найдя в теориях ученых XIX – начала ХХ века зачатки тех методов, которые мы сейчас с успехом применяем при создании сложных систем программирования!
И когда из сотен гипотез в итоге выстраивается стройная теория (независимо от того, совпадает ли она с мнением «зубров официальной науки» или нет) – радость и удовлетворение от этого можно сравнить только с созданием красивой и продуманной компьютерной программы. Во всяком случае, для меня это именно так…
И вот несколько лет назад у меня состоялось знакомство, которое перевернуло мою жизнь. Я столкнулся с загадкой, не дающей покоя по сей день.
Однажды воскресным утром ко мне в почту упало очередное письмо от старого друга, такого же любителя непознанного:
«А ты слышал что-нибудь о манускрипте Войнича, который не смогли расшифровать ни специалисты ЦРУ, ни лингвисты нескольких академий, ни программисты с помощью искусственного интеллекта?»
Искусственный интеллект? Я имел непосредственное отношение к разработке подобных программ, а тут – старинный документ, к которому можно, оказывается, приложить современные технологии!
«Ну читал когда-то что-то», – ответил я. На тот момент мои познания об этой книге действительно можно было уложить в несколько слов: где-то в мире есть некая книга, то ли зашифрованная, то ли… В общем, наверное, ничего особенного.
«А ты почитай побольше, – нажимал приятель. – И если что, имей в виду: книга находится в США, в Йельском университете. Ты же иногда летаешь в Америку?»
Я закрыл письмо и на несколько дней забыл о нем. Но, видимо, судьба (если она есть) уже была твердо настроена познакомить меня с манускриптом! Потому что, когда я на следующий день включил плейлист со своими любимыми каналами на тему разнообразных исследований, одним из первых поисковая система предложила мне фильм о «манускрипте Войнича». А когда он закончился, я до поздней ночи искал все новые и новые материалы об этой загадочной книге, получившей свое название по фамилии одного из владельцев.
Что же меня так поразило? В первую очередь – «абсолютность» этой загадки.
Казалось бы, что такого таинственного может быть в книге, пусть даже очень старой? Ведь само ее назначение – быть источником информации для всех, кто ищет истину и желает узнать как можно больше! Но…
Мы не знаем, кто написал «манускрипт Войнича».
Мы не знаем, когда написан «манускрипт Войнича».
И самое главное – мы не знаем, ЧТО написано в «манускрипте Войнича»!
Как такое может быть?
Оказывается, может. Книга составлена на неизвестном языке (если это вообще язык) либо тщательно зашифрована – так, что до сих пор никто не смог предложить убедительной версии того, каково же истинное содержание манускрипта. Он снабжен множеством иллюстраций – но они настолько странны, что вместо того, чтобы способствовать разгадке содержания, запутывают его еще больше.
НЕ ПЕРВЫЙ… НО УНИКАЛЬНЫЙ
Таинственный манускрипт – не первая и не последняя загадочная рукопись в истории. Достаточно вспомнить хотя бы «Свитки Рипли» XV века, в которых описывается процесс изготовления философского камня, или «кодекс Рохонци», который пытаются прочесть уже почти двести лет. Этот кодекс хранится в библиотеке Венгерской академии наук, он богато иллюстрирован и хорошо сохранился. Ученые по сей день не могут разобраться, на каком языке написана книга. Происходит она из собрания князя Густава Баттьяни, а в библиотеку попала в 1838 году. Более раннюю историю кодекса проследить не удается.
Каких только версий не предлагали те, кто проводил долгие годы в попытках расшифровать «манускрипт Войнича», и кто только его не расшифровывал! Программисты и лингвисты, сотрудники спецслужб и просто любители конспирологии. Но практически всегда они натыкались на неразрешимые противоречия, которые не позволяли двигаться дальше…
Не открылся он полностью и мне.
Да, «манускрипт Войнича» захватил меня настолько, что, как только мне представилась возможность вновь посетить США, я отправился в Библиотеку редких книг и рукописей Бейнеке в Йельском университете. Я своими глазами видел таинственный манускрипт, знакомился с исследованиями, которые на данном этапе существуют относительно «рукописи Войнича». А исследований – в основном иностранных – было множество! Появляются они и по сей день. И для меня лично «дело манускрипта Войнича» отнюдь еще не закрыто.
Проводился радиоуглеродный анализ материала книги, исследовался состав чернил, к расшифровке написанного привлекались сотрудники спецслужб… Манускрипт уникален тем, что все его элементы как будто явились из разных веков и культур. Возраст пергамента, «рецепт» чернил, стилистика шрифта и рисунков… Практически все данные, которые на сегодняшний день получили исследователи рукописи, противоречат друг другу.
Но дело не только в том, что манускрипт (или, как еще его называют, «кодекс Войнича») мне не покорился. Есть в нем что-то особенное. Если раньше, изучив какой-либо вопрос – например, загадочную гибель корабля «Мария Селеста» или исчезновение самолетов «Эвенджер» в 1945 году, – я мог, склонившись к тому или иному мнению, закрыть для себя эту проблему и начать размышлять над другой загадкой, то на сей раз это мне не удается. И причина не только в неразрешимости стоящих перед учеными вопросов.
Манускрипт стал для меня чем-то личным. Как я узнал, многие обращают внимание, что эта тонкая книжечка обладает какой-то невероятной силой притяжения.