© Артем Канашкин, 2019
ISBN 978-5-0050-7868-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Пост директора крупного предприятия занял генерал-майор запаса. Не надо рассказывать, как борются за дисциплину военные люди с большими звездами на погонах. Все, от промасленных рабочих до белых воротничков, находились в ежедневном тонусе. В выборе выражений новый руководитель не стеснялся.
На заводе было объявлено о визите акционера. В жанре армейской классики генерал приказал подмести тополиный пух на аллеях, а также покрасить краской высохшую траву. Были задействованы десятки уборщиц. Траву «озеленили» быстро, а вот с взмывавшим в небо пухом дело обстояло сложнее.
Увидев растерянный десант уборщиц в «снегопаде» тополя, генерал пришел в ярость:
– Если вы сейчас все это не уберете, я куплю презервативов и всех вас вые… (ну это…, вы поняли).
Повисла тишина, все опустили глаза.
В толпе уборщиц самая возрастная женщина (давно уже пенсионерка) нарушает тишину. Негромко она выдает:
– А меня можно и без презерватива!
Все тут же сели, не сдерживая то ли смеха, то ли истерического визга, разбив вдребезги армейскую дисциплину.
Генерал покраснел, бравая осанка сдулась. Он стал похож на растерянного юнца в толпе базарных баб. По словам его замов, это было первое и единственное психологическое поражение генерала за все время его руководства предприятием. И нанесла ему его, кто бы мог подумать, обычная бабушка, которая в этой ситуации просто уступила.
Я уверен, остроумная «любительница не защищенного секса» с нормальным настроением доработала смену. После поехала поливать свои огурцы или смотреть какой-нибудь глупый сериал.
Позитивные люди правят миром. Своим собственным миром, в чужие миры они не лезут с осуждениями, переубеждениями и нравоучениями. Они не бьются головой о стену от чьих-то оскорблений, глотая успокоительные и изрыгая ответные яды. Они не жалуются на обидчиков, изводя своих близких нытьем. Они заботятся о себе по-настоящему, поэтому их трудно обидеть. Бабушке-уборщице я мысленно ставлю памятник.
Многим из нас сегодня не хватает простоты, позитива и расслабленности – нам не хватает в себе немного такой бабушки.
Эта книга была написана мной в студенческие годы для молодых и остроумных людей, какими были мы сами. После публикации она была замечена многими. Кому-то она понравилась – я получил немало положительных отзывов. В основном это была молодежь, на которую книга и была рассчитана. Серьезные дяди с семью дипломами о высшем образовании окрестил ее «книгой для школьников и дураков». Но все же удивило меня то, что заглядывали в нее люди разных возрастов и профессий. Это говорило о том, что проблема переживаний, связанных с оскорблениями, насмешками и агрессивным поведением со стороны, присуща многим.
С годами книга была мной забыта, как период бестолковой растраты молодецкой энергии, глупой веры в свою остроумную исключительность. По моей просьбе издательство сняло книгу со всех магазинов. Но из-за пиратов интернета «Мастер» распространялся, как сорняк. Я продолжал получать письма с благодарностями и вопросами. Меня это уже мало радовало. Некоторые мысли и идеи, представленные в первоначальном варианте книги, я уже не разделял. Но все эти письма вновь свидетельствовали о том, что проблема словесной агрессии не исчезла, она лишь набирает свою актуальность.
К тому времени я открыл для себя наиболее подходящую для себя модель общения с неприятными мне людьми, которая позволяет мне чувствовать себя вполне комфортно рядом с ними. Когда-то я считал, что в споре должен быть победитель и проигравший, а соревновательный характер – его обязательное условие. Но с возрастом все меняется. Наступает момент, когда уже не хочется разбрасываться своим силами, доказывать свою правоту людям, далеким от ваших взглядов. Хочется пройти мимо них. Мной была написана книга «Словесное айкидо».
Спустя несколько лет появилась идея (я бы сказал, необходимость) переработать книгу «Мастер острого словца», в основу которой теперь положены принципы словесного айкидо и словесного самбо, как самых эффективных приемов словесной обороны. Реанимированная книга перед вами.
Одержав формальную победу в ссоре со второй половиной, коллегой, вредной кассиршей в магазине, мы все равно ощущаем растрату сил, неприятные мысли продолжают крутиться в голове. Возможно, это даже влечет ухудшение собственного самочувствия. Невольно возникает вопрос: «Можно ли назвать это победой?». Если в душе вы кровавый диктатор, то выяснение отношений и проявление агрессии будут приносить вам удовольствие. Поздравляю, вы имеете железные нервы, но эта книга не для вас, выкиньте ее.
Победа – дело относительное. Вчерашний триумф, достигнутый словесным разгромом и унижением оппонента, сегодня может обернуться против вас. Сегодняшняя уступка сможет завтра принести плоды выгодного сотрудничества. Подобных примеров у меня как в личной, так и в деловой жизни много.
Я нередко вижу людей, готовых разорвать себе одно место, чтобы стать руководителями отделов, лидерами общественных организаций, владельцами собственного дела. Однако стать хозяином самого себя, оседлать свой характер они почему-то даже и не пытаются. Многие посторонние вещи влияют на их эмоциональное состояние. Они зависимы от чужого мнения, неоднозначных взглядов, даже от безобидных шуток, которые воспринимают как заговор против своей неприкосновенной личности. Замечали ли вы за собой подобное? Самое время задуматься над этим.
Одно время я покупал воду на разлив. За 10 литров с меня брали 45 рублей. Раз я решил расплатиться мелочью, которая мешалась мне в кармане. Женщина за кассой недовольно фыркнула:
– Еще мельче не нашлось?
Из взрослого человека я тут же превратился в какого-то школьника, который едва сдерживал свою подростковую агрессию. Я ответил грубо:
– Че… для вас это уже не деньги?
По дороге домой я пытался понять причину своего возмущения. Это была самая обычная гордыня – многоглазый монстр, требующий, чтобы меня все любили и уважали, чтобы никто не перечил мне, не шутил со мной. Но с какой стати так должно быть? Это невозможно. Осознав это, я тут же отказался от гордыни и прочей подростковой глупости, после чего почувствовал себя легко.
Через пару дней я собрал со всех карманов мелочь и снова пошел за водой, но уже без гордыни. Тупого гангстера из себя решил не строить.
– Вы что, милостыню на паперти просили? – опять ехидно съязвила женщина, увидев высыпанные мной «железки».
– Верно. Люди добрые в переходе подали, решил купить у вас волшебной водички», – применил я на этот раз словесное айкидо, а после еле удержался, чтобы не заржать.