Александр Иванович Макаров – человек мастеровой. Обстоятельный и очень добрый. Живёт он в старом доме на самом краю Москвы. Даже странно, что такие дома до сих пор сохранились. Небольшая деревенская изба, построенная ещё до революции. Три окна в сад, два – на калитку, и ещё одно – из кухни.
У Александра Ивановича есть рыжий кот Вася, который любит ласку, тепло и уют, но прогулки на улице тоже приветствует. Есть небольшой сад, цветник, грядки во дворе и в двух теплицах. Сарай, беседка, крошечный бассейн недалеко от калитки. Старые берёзы, туя и липа, много яблонь и ягодных кустов.
Однажды, дело было ранней весной, Александр Иванович решил вырезать металлический флюгер на крышу. Яркого цвета. Красного. Флюгеры обычно какие бывают? Человечки, фигурки животных. А он придумал фигурку Бабы-Яги. Пусть живёт себе на крыше, а метлой как будто облака разгоняет. Забавно.
И вырезал. Фигурка хорошо видна с улицы, людям нравится. Улица называется Заречная. Речка Горетовка недалеко, маленькая, рядом два пруда, деревья, несколько старых домиков. А ещё – огромные дома 17-го микрорайона города Зеленограда. Вообще место странное. Одновременно старинная деревня Каменка и молодой город Зеленоград, и в то же время эта местность считается Москвой. Чудеса – что тут скажешь?
Несколько месяцев Баба-Яга работала флюгером, а потом ей это немного надоело. Захотелось жить интересно и разнообразно. Захотелось иметь свой дом. Она прошептала несколько волшебных слов и… Фигурка-флюгер осталась на месте, а она стала живой и настоящей Бабой-Ягой с именем Матильда.
Она опустилась в сад. Был тёплый вечер. Странно было ощущать себя живым существом – с руками-ногами, которые могут двигаться. Мысли и чувства у неё были всегда, а тела, можно сказать, не было. А сейчас – дело другое. Она сделала несколько шагов, потом несколько раз присела, подпрыгнула, пробежалась до калитки.
В самом деле, как радостно ощущать своё тело! А теперь попробуем оторваться от земли… Так, вот метла… Произносим заклинание, взлетаем, летим!!! Ух, она на своей крыше! А теперь – в ближний лес на разведку. Ура!
Матильда летала долго. Поднялась высоко, чтобы никто её не увидел. Снизу можно было подумать, что это юркий вертолёт или птица. Она была на вольном просторе, она парила, она дышала воздухом, она видела людей, животных, дома, машины… Совсем близко летели быстрые и медленные самолёты, одни шли на посадку, другие набирали высоту. А вот и дом её хозяина, Александра Ивановича, и фигурка Бабы-Яги на крыше – полный порядок.
В сквере прямо напротив дома люди слушали музыку. Матильда приблизилась. Какой приятный голос! А песня о чём?
Домом своим бредила,
мне он опять снится.
Там у меня дерево.
Там у меня птица.
И песня какая замечательная! Интересно, кто её автор, и кто поёт?
В нашем саду тоже яблоки. И птиц много…
Потом она услышала другую песню, тот же голос:
Ты жила когда-то
На краю деревни…
– Люблю я эту песню Лены Фроловой, – сказала женщина, сидевшая на скамейке.
– И я люблю, – ответил её спутник.1
О, эту пару Матильда уже видела в гостях у Александра Ивановича! Они живут недалеко, в 20-м микрорайоне, в очень высоком доме.
– А я-то где буду жить? – вдруг испугалась Баба-Яга. – Что мне делать?
Она полетала над Заречной улицей, над Георгиевским проспектом и вернулась в родной сад. И тут она заметила в огромной липе, которая много лет растёт прямо у дома, большое дупло. Вот где можно и квартиру себе устроить!
Александр Иванович не сразу заметил, что в дупле старой липы кто-то поселился. Иногда оттуда доносились странные звуки. Шорохи, звяканье посуды, журчание воды. Поначалу он думал, что слышит соседей слева. Потом он заметил в дупле свет – это было уж совсем непонятно. Может, там поселились десятка два светлячков?
Но однажды он в дупло заглянул. И обомлел – настоящее человеческое жильё, только человека очень маленького – куклы. Его потрясли столик, диванчик, стульчики, посуда и даже книжки! Конечно, трогать он ничего не стал, но решил понаблюдать.
Это было летом, в июне, ночи светлые. Александр Иванович затаился в садовой беседке как раз напротив липы и стал ждать. Очень скоро он услышал лёгкий посвист, шорох, и вдруг свет – словно фонарик в дупле зажгли. Потом снова шорох. Александр Иванович посмотрел в бинокль и увидел маленькую фигурку – копию его флюгера – Бабы-Яги! Только в одежде, и не металлическую.
Он быстро убрал бинокль и присел на скамеечку. Утром снова спрятался в беседке и проследил, как Баба-Яга выглянула из дупла, потом что-то прошептала и вдруг превратилась в молодую красивую девушку с длинными волосами, в сиреневом плаще и шляпке! Чудеса прямо! А с флюгером ничего всё это время не происходило, кстати. Он так и оставался красным и металлическим.
Много дней прошло, прежде чем Александр Иванович решился заговорить с Матильдой. Впрочем, тогда он не знал ещё её имени.
– Здравствуйте, – обратился он к Бабе-Яге, когда та выглянула из дупла, чтобы узнать, не начинается ли дождь, – разрешите познакомиться с вами!
– С удовольствием, Александр Иванович, – ответила она, – я и сама всё хотела поговорить с вами, да робела.
Так они стали друзьями. А раньше были только соседями.
Матильда рассказала ему свою историю. Сначала она в самом деле работала флюгером, выполняла своё предназначение. И целых два с половиной месяца была вполне довольна жизнью. Она крутилась во все стороны, разгоняла тучи и облака, а заодно и комаров с мухами, которые ей здорово надоедали. Считала себя повелительницей природы. Дышала воздухом. Изучала окрестности свысока, то есть с высоты. Дождь, снег, ветер и яркое солнце на её самочувствие не влияли. Если на крышу залезали коты и кошки, а их тут было немало, она их живо выдворяла. А с птицами вела различные беседы. С голубями они обычно говорили про еду, с галками интересовались новостями района, с сороками – тоже, но ещё решали и почтовые вопросы. С воронами обсуждали научные проблемы и погоду, с воробьями мило болтали, правда, в последнее время что-то мало стало воробьёв.
Но ей хотелось полететь и к станции, и в дальний лес, и в Алабушево, и в Химки… Да и в другие города, а может быть, и страны. Нет, не усидеть весь свой век на одном месте!