Село Анемнясево, в котором родилась блаже́нная Матрона (Матрёна Григорьевна Белякова, 1864–1936 гг.), находится в Касимовском районе Рязанской области, в древнем мещерском лесу. Ныне в это село притекает множество паломников. Впрочем, почему ныне? К ней притекали верующие из разных уголков России и при жизни, и после того, как в Анемнясеве построили часовню в её память. Интересно, что практически сразу же после постройки эта часовня была вся в записках от почитателей блаженной Матроны. Записки эти во множестве вставлялись в зазоры обшивки часовни. Протоиерей Серафим Правдолюбов, свершавший в ней молебны, брал эти записки и прочитывал, поскольку там были имена на поминовение о здравии. «Умилительно читать эти записки, – говорил отец Серафим. – Они похожи на тёплые письма близкому человеку. Ну, например, «Матронушка, дорогая, у нас всё хорошо. Я вышла замуж и родила ребёночка. Спасибо тебе, родная, что ты устроила мою судьбу». Такие живые эти записки, такие похожие на письма… Значит, человек приезжает сюда, к Матронушке, просит у неё помощи, потом уезжает, получает просимое и опять приезжает, чтобы отблагодарить. И пишет, как будто общается с Матро́ной, мол, спасибо тебе, у меня всё хорошо».
Традиция обращаться к Матронушке в письменной форме не случайна. Ещё при её жизни вереницы людей ежедневно тянулись к блаженной испросить помощи в тех или иных нуждах. А кто не имел возможности побывать у Матронушки лично, присылал ей письма с просьбой помолиться или же передавал записочки через своих знакомых.
В анемнясевской часовне есть солидная тетрадь записей современных свидетельств благодатной помощи блаженной Матроны. Но и эти записи больше похожи на письма. Приведём только некоторые из них: «Матронушка, родная, благодарю тебя, что помогла моему сыну Артёму. По твоим молитвам он попал в хорошие войска, хорошо отслужил и вернулся домой живым и невредимым»; «Спасибо тебе, Матронушка. Мне Господь здоровьица послал. А ещё извещаю тебя, что мой квартирный вопрос решился. Раба Бо́жия Нина»; «Даже не знаем, как благодарить тебя, Матронушка, за наше семейное счастье. Ведь у нас, которых врачи бездетными признали, по молитвам к тебе сыночек родился. Благослови, матушка, на зачатие второго ребёнка. Илья и Мария».
Может, кто-то в ответ на такие признания пожмёт плечами и почтёт это за слишком вольное обращение к блаженной. Некоторые даже считают, что к святым надо обращаться только с церковной молитвой. Но что такое молитва? По сути, это разговор, беседа. Святитель Феофан Затворник очень даже ценил молитвы-беседы, как непосредственное общение с Богом и со святыми и даже рекомендовал молиться иногда своими словами. Настоятель храма Живоначалъной Троицы в Москве протоиерей Сергий Правдолюбов, премного потрудившийся для прославления Матроны в лике святых, также молится ей в форме беседы. «Я считаю блаженную Матрону очень близким человеком, – говорит отец Сергий, – и, когда молюсь ей о помощи, говорю: «Матронушка, ну, ты же знаешь, что мой дедушка и мой папа к тебе ходили и даже по одному делу были с тобой арестованы. Ты уж помоги мне, походатайствуй за меня пред Богом».
Конечно же, надо читать и церковную молитву блаженной Матроне, и акафист. Но ведь как бывает? Когда человеку плохо, он не берётся за книжку, а кричит. Никакая подсказка ему не требуется. Так и в отношении к Матронушке. Обратись к ней своими словами да попроси о помощи. Разве она не услышит? Столько прихожан нашего храма получили от неё благодатную помощь, что если их поставить вплотную друг к другу, то в храме свободного места не останется».
Есть такая народная традиция: в благодарность за получение просимого приносить в храм драгоценности – золотые кольца, цепочки, крестики, которые вешают на иконе того святого, к которому обращались с просьбой о помощи. В храм Живоначалъной Троицы к иконе блаженной Матроны Анемнясевской приносят искусно изготовленных… бабочек. Делается это в память того, что в детстве Матронушка любила ловить бабочек. «Посажу их, бывало, на окошко и не выпускаю, этим только и грешна была…» – вспоминала сама блаже́нная.
«Я, конечно, не думаю, что обязательно надо так делать, – считает отец Сергий Правдолюбов, – В таком проявлении благодарности нет необходимости, Но, с другой стороны, люди таким образом проявляют свою искренность, своё тёплое, благодарное отношение к блаженной. Что ж здесь плохого? Пусть будет и такая форма благодарности, как приношение Матронушке бабочек, на которых она очень любила смотреть»,
А при жизни, по воспоминаниям старожилов села Анемнясево, Матронушке в благодарность приносили лакомства – конфеты, пряники, печенье. Как ребёнку, Впрочем, она и была ребёнком. С восьми лет у неё прекратился рост, она совершенно перестала передвигаться и до конца жизни оставалась маленькой, как восьмилетняя девочка. Платьице Матронушки, закрывавшее её до ступней, было всего 90 сантиметров в длину. И вот к этой-то, остановившейся в своём внешнем развитии девице, сотни людей приходили со своими нуждами, скорбями и болезнями. Приходили не только жители окрестных мест, но и из дальних уголков необъятной России. Уроженка деревни Анемнясево Нина Степановна Тареева, со слов своей матери, говорила, что мимо окон их дома к Матроне постоянно шёл поток людей. Порой все посетить Матронушку за день не успевали и просились к ним переночевать.
Народ шёл к Анемнясевской блаженной, наслышанный о чудесах, происходивших по её молитвам. Одни шли за исцелением от болезней, другие – с духовными вопросами, третьи – за простым житейским советом. Матронушка вникала в проблему каждого посетителя, кого-то при тяжёлых обстоятельствах жизни ободряла и утешала, кого-то призывала к раскаянию за содеянные грехи, кого-то учила и наставляла. И каждому давала полезный совет, как быть в той или иной житейской ситуации. Духовник блаженной Матроны, священноисповедник Александр Орлов (священник Пятницкой церкви, в приход которой входило Анемнясево), свидетельствовал: «Я бывал у неё, знал о её благочестивой жизни и мудрости, поэтому я действительно рассказывал верующим о ней, как о блаженной и праведнице, могущей давать мудрые советы по всем жизненным вопросам».
Это поразительно! Только подумайте: к кому шли обременённые работой, бытом и житейскими проблемами мужчины, женщины и убелённые сединами старики и старушки? К девице, так и не познавшей взрослой жизни и никогда не сталкивавшейся практически с теми проблемами, которые возникают на жизненном пути. К девице, которая могла только понаслышке знать о сложностях в жизни взрослых людей. К больной, парализованной девице, которая не могла даже привстать и с трудом шевелила своими маленькими ручками. И тем не менее именно она, больная, парализованная Матронушка, давала своим посетителям «мудрые советы по всем жизненным вопросам». Разве это не поразительно?! Не знаю, можно ли найти ещё такой пример. Пример того, что человек, с детства прикованный к одру, знал бы все обстоятельства взрослой жизни. Знал так, словно имел собственный жизненный опыт и потому мог разбираться во всех тонкостях каждодневного человеческого бытия…