МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ДРЕВНЕГО ГОРОДА БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА
История медицинской службы на Востоке уходит в глубь веков. Она, зародившись на самой заре человеческого коллектива, с тех пор выполняет благородную и гуманную миссию, спасая людей от гибели и вылечивая их от многих недугов. На Востоке в древности и средние века госпитали именовались словом «бемористан». Они одновременно служили больницами и приютами для бедняков. Здесь же готовили молодых врачей.
Бемористаны-госпитали, как самостоятельные центры стационарной медицинской помощи, наряду с аптеками-дорухона являлись важными элементами облика восточного города.
В «Шахнаме» Фирдоуси говорится, что иранские народы приобщились к врачеванию и вылечиванию от недугов со времен легендарного Джамшида>10. В Авесте упоминается ангел по имени Ирмон, или Айрайман, который якобы по поручению верховного божества Ахура Мазды, приходит на помощь к больным, доставляя им лекарства и лечебные травы.
У иранских народов начало медицинской теории и экспериментальной медицины берет свое начало от Авесты. Она различает, в основном, три способа лечения: лечение ножом (хирургия), лечение травами (терапия), а также лечение словами, т. е. методом заклинания>11. К магии и заклинанию древние лекари прибегали очень часто. Они ещё затруднялись ставить точный диагноз, поэтому причину болезни видели в деянии злых духов и лечили такие болезни заклинаниями и молитвами. Для «удаления» злых духов из тела больного лекари лепили из глины символическую фигурку больного и разбивали её на глазах больного, либо сжигали фигурку ведьмы. Согласно этнографическим материалам, ещё до недавнего времени жители Дарваза и Каратегина для излечения больного ребенка имитировали его «смерть», укладывали его с ритуальной целью в только что вырытую могилу или купали больного остатками воды, подогретой для омовения покойника.
В той же Авесте сообщается о враче, знавшем все разновидности лекарственных трав и способы изготовления из них лекарств. В шестом фаргарде Вендидада говорится об испытании врачей и плате медицинскую помощь. Следует отметить, что оплата за услуги врача предусматривалась только натурой. Начинающему врачу, в частности, жрецы предлагали пробовать свое искусство на иноверцах. Браться за врачевание свободных зороастрийских общинников ему разрешалось лишь после того, как он достигает достаточного опыта>12.
Древние иранцы знали о так называемом методе «кесарево сечение», применяющемся при тяжелых родах. Например, именно этим способом был извлечен из утробы матери легендарный герой иранских народов Рустам>13.
Известно, что на конусообразном монументе, сделанном из черного диорита, высечен текст с законами царя Хаммурапи (рис. 1). Стела создана по мнению ученых, не ранее чем на 35—40 году правления Хаммурапи (1755 и 1752 гг. до н.э.), незадолго до смерти вавилонского царя1. Согласно этим законам Хаммурапи вавилонские врачи уже во II тыс. до н.э. проводили сложные хирургические операции, в том числе глазные, когда они умудрялись с помощью скальпелей снимать катаракты. В случае неудачи операции лекарь подвергался жестокому наказанию. Например, в 218 статье настоящего закона читаем: «Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил того человека., ему должны отрубить кисть руки»>14. Законом определялась и плата за службу. В 215 статье закона пишется, что при спасении человека лекарь имеет право получить от больного 10 сиклей серебра>15. Согласно этому закону в Вавилонии имелись и опытные костоправы. Их труд регламентировался в статье 221. В законе сказано: «Если лекарь срастил сломанную кость у человека или же вылечил больной сустав, то больной должен заплатить лекарю 5 сиклей серебра».
По уцелевшим документам первый госпиталь и медицинскую школу основал Дарий I при храме Нейт в Египте>16. Именно здесь впервые появилась надпись о врачебной этике. В частности, врачеватель должен открыто сообщить больному о прогнозах лечения одной из трех фраз: