Как родилась идея этой книги
Думаю, в Дубае нет более неприветливой набережной, чем эта. Здесь темно, ветрено и совсем не по-отпускному. Это вам не Шейх Заед Роуд, тут не снуют «бугатти», только рычит агрессивно строительная техника, заглушая плеск волн.
Но как же я теперь благодарна этим «отягощающим» обстоятельствам за неожиданный инсайт, который, я уверена, изменит жизнь многих людей к лучшему. Однако об этом чуть позже, а пока мы все еще на строящейся набережной Пальмы Джумейра. Идем в темноте. Слава богу, по ветру, и песок не летит в лицо. Мы шагаем, подгоняемые воздушными потоками, и иногда, когда моя подруга Люда отворачивается, ветер крадет ее слова, унося с собой, а мне приходится переспрашивать.
Мой шестилетний сын тоже с нами. Он постоянно убегает вперед за бульдозерами и экскаваторами, взбирается на высокие бордюры… Я то и дело теряю его из виду и окрикиваю. Это тоже не добавляет романтики, может, поэтому у нас с Людой сложился совсем неотпускной диалог.
Люда – воплощение умозрительного. Она ведет совместное дело с младшей сестрой и на правах старшей даже в бизнесе все контролирует и за всем следит. Она может быть категорична, но однозначно справедлива. Я в возрасте ее сестры, но «родственный» нажим со мной не срабатывает. Мне достается только самое лучшее: ее забота, мудрость, умение выслушать. При этом сама Люда не так уж часто делится со мной своими проблемами. Наоборот, на правах старшей больше слушает, а тут… Из нее полилась бизнес-боль. Голос и фигуру пронизывала накопившаяся фрустрация – в основном в связи с не выполняющими свои обязанности сотрудниками, с кассовыми разрывами, с раздутой расходной частью… – целым клубком проблем, который она устала разматывать. «Даже здесь не могу расслабиться. Да и как расслабишься, когда все буксует. Меня постоянно накрывает!» – призналась Люда и улыбнулась плотно сжатыми губами. Только тогда я, вроде бы внимательная от природы, поняла, что же с ней было не так на протяжении всего отпуска. Она пребывала в жутком напряжении.
Нужно было срочно спасать оставшиеся дни отпуска, саму Люду, ее бизнес! И, самое главное, я осознавала, что могу ей помочь. После нескольких лет работы в собственном обучающем центре и годового курса по бизнес-администрированию я научилась выделять основные функции любого предприятия – будь то швейное производство, как у Люды, или языковая школа, подобная моей. Через призму полученного навыка я разделила бизнес подруги по основным и более мелким функциям и стала делиться практиками, которые, на мой взгляд, были для нее целесообразны.
– Люда, по сути, у тебя не один бизнес, а целых три. Швейное производство – отдельно, дилерская компания – второй бизнес, а бренд одежды – третий. У каждого свои функции, задачи и особенности.
– Похоже, что да…
Люда то замедляла шаг, то ускорялась. А я лишь жалела, что наш диалог не состоялся раньше.
– Посмотри, как ты сама их ограничиваешь. Если у тебя производство, то почему только один дилер? Их ведь может быть несколько, правильно?
– Правильно…
– А если у тебя дилерская компания, то почему она обслуживает лишь одно производство? Их тоже может быть несколько. Если производство одно и оно косячит, у дилера автоматом происходит кассовый разрыв. Дай ему на реализацию другие бренды – и сразу произойдет расширение, а этот отдел не будет зависеть от твоего единственного производства. Правильно?
– Правильно, – протяжно согласилась Люда и вдруг улыбнулась мне так широко, как может улыбнуться долгожданному подарку только ребенок.
Мы продолжили крутить разные схемы, но уже совсем с другим настроением. Потом прошлись по работникам компании. Люда была очень зла, невероятна сердита. В моей доброй, нежной, мудрой подруге, оказывается, сидел огнедышащий дракон, готовый едва ли не сжечь нерадивых сотрудников. Все это выливалось в достаточно авторитарный стиль управления и отражалось на атмосфере в компании. Сотрудники срывались друг на друге, планерки проходили на повышенных тонах, споры о зарплатах и премиях не прекращались.
Я когда-то сама проходила через похожую ситуацию, поэтому мне было нетрудно разобрать пазлы, оказавшиеся не на своих местах, и собрать их в стройную картинку. Однажды я за три летних месяца потратила все деньги от продажи квартиры супруга на содержание штата сотрудников, которые осенью все равно ушли. И теперь очень остро воспринимаю, когда предприниматели играют в эту игру.
– Люда, расходов у тебя так много, потому что твои сотрудники попросту не заняты весь день. Их нужно перевести на почасовую оплату или оптимизировать их количество. И еще: ты не думала объединить их в команды и дать какие-то дополнительные практики, что улучшило бы и упростило взаимоотношения?
– Спасибо тебе! – искренне вырвалось у нее вместо ответа, и она буквально прыгнула на меня и обняла.
На этот раз изменения в ней от меня не ускользнули. Я внимательно следила, как Люда выдохнула. Даже глаза как будто заблестели. А я засияла в ответ. Мы обе в тот момент могли бы осветить собою эту темную набережную.
Я смотрела на колышущиеся в воде отражения огней яхт и ощущала гордость за себя и упоение от обогащающей нас обеих беседы. Плечи сами собой расправились, я еще больше начала ценить свои знания и опыт. Хотя и раньше знала, что дело в чистой практике, жаждущей проявиться в реальной ситуации. И вот тебе доказательство: «Все не зря. Мои знания полезны не только моему бизнесу, но и близким мне людям!».
А потом случилось то самое. Называйте как хотите: интеллектуальный катарсис, экстаз, озарение… В голове четко и ярко вспыхнуло: а почему бы этот опыт не передать другим бизнесменам?! Моим будущим франчайзи, владельцам детских центров?! Тем, кто проходит в своей компании через сложный период, никак не может вырасти и постоянно возится с людьми, не дающими нужного результата. Показать продуктивную организационную схему, которую я наладила у себя. А еще помочь им поменять отношение к образованию и детям в целом, чтобы собственники бизнеса не прятались в кабинетах, а общались с учениками и лучше знали их потребности. Как было бы здорово, если б они стали настоящими наставниками, раскрывали таланты и формировали лучшее будущее. А еще нужно рассказать им про… А еще… А еще…
Меня как будто обдувало не ветром, а мощным потоком энергии. Машинально я достала телефон и начала записывать. Даже не просила Люду остановиться. Мы все так же шли по набережной, а я писала, писала, писала… Подруга не сразу обратила на это внимание и продолжала говорить. Окликнула лишь тогда, когда я значительно от нее отстала.