Елена Тверская - Метеорный поток Леониды

Метеорный поток Леониды
Название: Метеорный поток Леониды
Автор:
Жанр: Стихи и поэзия
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "Метеорный поток Леониды"

Кто знает, ГДЕ и, главное, КАК зарождаются стихи? В каких неведомых глубинах души обитает эта внеземная субстанция? Лёгкая, как воздух, тончайшая, как паутинка, нисходящая с заоблачных высот, Божественная энергия вдруг обретает словесную форму, наполняется смыслом, погружает в чистоту первоисточника.

Рождение рифмы – это магия, яркая вспышка, неисчерпаемый поток вдохновения и любви. Это поистине метеорный поток самых удивительных проявлений души человеческой. И если природа создала удивительное зрелище на небе, которое можно созерцать с восторгом, то поэт обязательно должен рассказать об этом…

Эта книга – ключ к пониманию себя в мире, во Вселенной, во взаимодействии и взаимосвязи, ключ к пониманию высшего смысла человеческого существования.

Бесплатно читать онлайн Метеорный поток Леониды



Продюсер проекта Елена Кувшинова



© Елена Тверская, 2024

© Интернациональный Союз писателей, 2024

Молчание невпопад

Увлекаемый автором зритель,
Безнадёжно влюблённый в роман,
Ты – любитель, ценитель, мыслитель,
Позабывший про телеэкран.

Елена Тверская предлагает читателю свою книгу как путеводитель, как спасение от сиюминутности, или, как сказал другой хороший поэт, от «сиюмонетности». Стихи-размышления, стихи-воспоминания, стихи-зарисовки.

Книга поделена на семь разделов-циклов. В первом разделе, «Объективная реальность», автор знакомит нас с тем, что ей «дано в ощущениях». Знакомит и расставляет приоритеты. Во-первых – Бог в стихотворении «Служба». Да, Бога нельзя увидеть, но можно увидеть храм, прикоснуться к иконам, услышать молитвы, вдохнуть запах ладана. Во-вторых – Родина. А дальше, в-третьих, четвёртых, пятых, – остальное. И с некоторым сожалением и немалой надеждой – рассуждение о быстротечности времени: «Всё проходит со скоростью света…»

Автор как бы меняет последовательность изумлений Иммануила Канта – она сначала говорит о «нравственном законе внутри» человека и только потом о звёздном небе над головой, о метеорном потоке Леониды, который и дал название книге.

Открывая нам другие стороны своего взгляда на реальность – милые мелочи утреннего кофе и круассана, изнуряющую жару, неумолимую поступь прогресса, мучения поэта, что писать и как писать, – «Словарный полнился запас, // А все слова – не те» – Елена всё равно постоянно возвращается к кантовскому нравственному закону и звёздному небу. Именно в таком порядке. Нравственный закон – важнее. Именно об этом обращения «Мужчине», «Женщине», стихотворения «Благая весть», «Колокольный звон», «Кружева», «Рифма»:

Пером легко рука владеет,
Владеет рифмою душа,
И, дай ей Бог, всех вас согреет,
И не возьмёт с вас ни гроша.

Второй раздел книги – «Смена сезонов как смена времён» – поддерживает и рассматривает, под несколько иным углом, уже заявленные поэтом темы человеческой души и космоса. Вспомним, что тот же метеорный поток Леониды – явление и сезонное, и эпохальное. Он гостит у нас каждую осень в ноябре, а раз в тридцать с небольшим лет гостит настолько сильно, что это трудно не заметить. И вместе с тем, просто обращение к этой извечной теме – смене сезонов – никуда не деться, заставляет звучать в голове читателя «Времена года». Может быть, Вивальди, может быть, Чайковского, Глазунова, Пьяццоллы… Но если музыкальные циклы начинаются, как правило, с весны, ну или, как у русских Чайковского и Глазунова – с зимы, а у Пьяцоллы – с лета, то Елена Тверская начинает свои «смены сезонов» с осени, и нужно заметить – этому времени года уделено наибольшее внимание. Хотя – для Астора Пьяццоллы, жителя Буэнос-Айреса, лето начинается… в ноябре. Совпадение? Или по Пастернаку: «и чем случайней, тем вернее // слагаются стихи навзрыд…» Вереница сезонов закономерно приводит к итоговому стихотворению раздела «Сезоны жизни»:

Поэт очарован природой, пленён
И черпает в ней вдохновенье.
Смена сезонов, как смена времён, —
Из высших миров дуновенье.

Следующий цикл книги, «Юношеский максимализм», оправдывая своё название, занимает больше четверти книги. Читая его, понимаешь, что автор вольно или невольно использовал при составлении книги приём, который в живописи называется «обратной перспективой» – когда предметы, удалённые в пространстве (или, в данном случае, во времени) изображаются крупнее, нежели те, что находятся на переднем плане. Елена внимательно вглядывается в свою юность, искреннюю и беззаботную, как любая юность:

Мне нечего делать:
Я то помечтаю,
А то захочу и в окно посмотрю.
Всё странно и ново в огромнейшем мире:
Бушует стихия и ветры гудят…
Всё странно и ново, всё жить помогает,
А я рассуждаю, о чём говорят,
О чём сожалеют, чего не хватает…
Я просто молчу обо всём невпопад.

И строки, которые подтверждают тот самый юношеский, тот самый максимализм:

Неоткрытая тьма
                     чем-то манит меня,
Всё зовёт,
            огоньком
                           мигая.
Но не бойся, Земля,
                       не оставлю тебя…

Возвращение в юность невозможно без воспоминания о малой Родине:

Там всё до краешков полно,
Там небо сине-синее,
Всему там для меня дано
Быть маленькой Россиею.

Привлекают внимание стихи-зарисовки, стихи-истории, немного напоминающие фотографии из семейного альбома: «Безмятежность», «Солдату срочной службы», «Отпуск»… И – апофеоз юности и уверенности в том, что всё будет хорошо – последнее четверостишье раздела:

Весна. Тепло. И птичьи трели
Врываются в твоё окно.
Под звуки радостной капели
Живи легко: всё включено!

В следующем небольшом разделе «Родовое древо» автор обращается к своей родословной, пытается найти ответ на непростой вопрос – кто мы есть, откуда мы такие?

Неудивительно, что больше всего стихов здесь – о самом главном человеке в нашей жизни. О матери. Но для автора его родовое древо – больше, чем собственно родственники, собранные вместе. Она готова принять в родню всех, кто оставил след в сердце, всех, кто строил и защищал родную страну. Именно об этом стихи «День Победы», «Ветеранам», «Любимым, так рано ушедшим…», да и следующий цикл стихов книги «Мы все вышли из студентов» – в общем-то, продолжение «родового древа». Есть благодарное посвящение первому учителю. Стихи, в том числе, о бесполезности спора: как разделять обязанности между семьёй и школой. Потому что – никак. Семья и школа должны быть едины в своём стремлении воспитать настоящего человека, должны дополнять друг друга. И пусть

Как первая ласточка первой весны,
Не забудется первый учитель!

«Великая тайна мироздания» – о рождении и Рождестве. О тайне зарождения и продолжения жизни. О детях и Ангелах. О желании и пожелании быть как дети. О Богоматери и материнстве:

И пеленаю в молитву младенца,
И защищаю молитвой своей.

И заключительная нота, синтез тез и антитез книги, – раздел «Венчают нас на небесах». Как всегда, у автора в этой книге кроме задачи есть ещё и сверхзадача. Это не просто рассказ о взаимоотношениях мужчины и женщины:

Венчают нас на небесах,
И, награждённые дарами,
Живём в полях, в горах, в лесах,
И сообщаемся мирами.

Именно «мирами». Каждый человек – это отдельный мир, вмещающий в себя всю вселенную, и соприкосновение-столкновение-соединение двух миров – это такое чудо, такая бездна, что до настоящего понимания этого ещё нужно дорасти. Что мы и старались сделать, читая книгу Елены Тверской.

И чувств живительная влага
Уставший разум смочит мой,
И я приму, приму как благо
Мне Богом данный день земной.

Дмитрий Мурзин,

поэт, член Союза писателей России,

ответственный секретарь журнала «Огни Кузбасса»,


С этой книгой читают
Кажется, судьба Марии Графиновой складывается вполне успешно. Хорошая работа, дом – полная чаша, две любящие взрослые дочери. Да и сама Маша – умна, привлекательна, талантлива. И вдруг, словно снег на голову, на женщину обрушиваются непонятные болезни… Врачи в недоумении – по результатам обследования пациентка совершенно здорова! Но Мария страдает от мучительной тоски, худеет, теряет силы. Поневоле она задумывается о том, как понять себя и свой п
Это издание увидело свет благодаря негасимой надежде и настойчивым просьбам дорогих, близких мне людей, всех моих друзей и почитателей, а также определенным усилиям с моей стороны, как начинающего автора. С той поры, как были написаны первые строки, прошел довольно большой отрезок времени, прожито и пережито немало, получен бесценный жизненный опыт и опыт творческий. Книга будто ждала своего часа, за несколько последних лет страницы собрались в ц
Уважаемый читатель!Остановись и оглянись на прожитый день. Наверняка что-то похожее с кем-то из вас уже произошло.Полузабытые страницы из прошлого – они всплывают в памяти, как фотографии.
Святыня ты моих мечтаний, Краса не венчанных полей, О сколько буду я в изгнании, Спешу на Родину скорей… И воздух здесь другой отныне, И неземная красота, И запах детства и полыни, Души и сердца чистота…
Северная девочка в душу мне запала, Северная девочка обняла меня, Северная девочка – ты моё начало, Северная девочка – ты моя судьба!
Брели века, тысячелетия, И сотни миллионов лет, В угле я нахожу соцветия, А тех цивилизаций нет… Куда исчезли динозавры, Курганы древних есть могил, Атланты были, были мавры И кто тут больше наследил?
Эта книга мотивационная книга о том, как перестать тратить время зря и начать меняться в лучшую сторону. В этой книге я поделюсь своими мыслями и расскажу, как я это сделал.
В книге показан жизненный путь, ошибки и приобретенные привычки! Книга написана, чтоб помочь Вам, моим читателям!
«Йога-Васиштха» – это объемный древнеиндийский текст, классика Адвайты. «Суть Йоги Васиштхи» – это сжатый, концентрированный вариант этого огромного Писания. Он адресован тем, кто не имеет возможности прочитать полную версию, но все же испытывает интерес или необходимость ознакомиться с Писанием. Перевод выполнен с сохранением оригинального санскритского размера Глебом Давыдовым, который известен своими ритмическими переводами «Авадхута Гиты», «А
Метафизика опыта фокусируется на исследовании категорий и структур, которые формируют и организуют наш опыт. Она стремится выявить фундаментальные принципы, лежащие в основе нашего восприятия и понимания мира. Рассматривая сознательный опыт как отправную точку, метафизика опыта исследует, как мы воспринимаем пространство и время, как мы понимаем причинно-следственные связи и как мы устанавливаем значение и цель.