1. Что я собираюсь делать?
Эти размышления инициированы прочтением цикла лекций П.Г.Щедровицкого «Цифровая трансформация: Как философские представления о „знаниях“ помогают спрогнозировать ход новой промышленной революции?»2
С одной стороны в названии лекций я увидел широкий заход в направлении исследования влияния логики философских (в широком смысле) представлений:
– на логику «новой промышленной революции» (и промышленных революций вообще);
– на логику инструментального разума (с которым прежде всего связана логика промышленных революций);
– на логику социокультурной реальности модерна (внутри которого развертывается логика инструментального разума и промышленных революций).
С другой стороны, в содержании лекций я увидел, как философские представления (в их историческом и логическом отношении) были сведены к тому, что можно назвать предпосылками и логикой инструментального разума.
Можно сказать, что я увидел:
– редукцию «философских представлений о знаниях» к тем представлениям, которые порождают чисто инструментальный разум и знания;
– редукцию разума и знания в широком смысле к их инструментальной части.
Поэтому задачей для своего критического анализа я поставил выявление тех философских оснований (и социокультурных процессов, с ними связанных), которые задают более полную перспективу процессов модерна, порождающих, в качестве своего мэйнстрима, инструментальный разум и всю инструментальную мощь современного человечества. Для решения этой задачи я буду пользоваться своими разработками, которые я называю «социокультурной методологией» и «параметрической реконструкцией» социокультурной реальности.
П.Г.Щедровицкого я буду называть Автором. Я буду прочитывать текст лекций Автора, делая шаги в соответствии со своей задачей.
2. Автор о промышленных революциях, цифровизации, инженерном подходе и технооптимизме
В §§1—8 Автор начинает разговор о промышленных революциях и своей позиции по отношению к этим революциям.
Свою позицию Автор называет «технооптимизмом». Логика промышленных революций пока что дается эмпирически и эскизно. Автор акцентирует, что прогноз развертывания современного этапа промышленных революций в целом прочерчивается в направлении тотальной цифровизации жизненного мира. Автор поддерживает это направление.
«Какая базовая гипотеза стояла у меня «за» этим прогнозом?
Я исходил из того, что каждая новая промышленная революция разворачивается, используя потенциал пакета [платформы] новых технологических решений, которые – как по отдельности, так и вместе – приводят к взрывному росту производительности труда в разных областях и сферах деятельности.
Эта «простая» гипотеза высказывалась в истории философии и политэкономии неоднократно».
«В узком смысле, говоря о цифровизации, большинство экспертов [как я уже сказал, их взгляд упёрт в технические средства] считают, что нам удастся либо снабдить все вещи физического [материального] мира [включая живых существ] встроенными датчиками слежения [за их функционированием в технических системах или поведением] либо, как минимум, поставить их под постоянное наблюдение [со стороны некоего «искусственного интеллекта»] за счёт установки миллиардов камер и «умной» обработки больших массивов «данных».