Галина Зубко - Миф: взгляд на мироздание

Миф: взгляд на мироздание
Название: Миф: взгляд на мироздание
Автор:
Жанр: Культурология
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2008
О чем книга "Миф: взгляд на мироздание"

Рассмотрен миф как явление культуры и особый взгляд на мироздание. Раскрыты научные представления о мифе, дан анализ их природы, истоков и ключевых категорий. Представлены культурные проекции мифа в фольклоре, религии, искусстве, языке. Изложение насыщено культурно-историческим материалом, основано на трудах крупнейших исследователей мифа, в нем нашло отражение мифологическое наследие разных народов. Для философов, культурологов, этнографов, историков. Может использоваться в учебном процессе вузов при подготовке кадров по социально-философским и гуманитарным направлениям и специальностям. Представляет интерес для широкого круга читателей.

Бесплатно читать онлайн Миф: взгляд на мироздание


ВВЕДЕНИЕ

Миф есть прежде всего умный символ Сущего.

Прокл

Миф и культура – единое, нерасторжимое целое, в котором миф являет собой его неотъемлемую часть. И миф, и культура имеют непосредственное отношение к знанию о человеке. Сам миф есть знание. Более того, он – воплощение духовного культурного наследия. В нем запечатлено в символической форме знание всех народов, которые когда–либо жили на Земле.

Складывается впечатление, что современная наука все больше отдаляется от человека. Он ей не очень интересен в своей целостности. Современная наука как бы «расчленила» человека на части, каждой из которых занимается специальная отрасль знания. Психологи, лингвисты, этнографы, историки смотрят на человека каждый со своей стороны, изучают его с позиции своей науки. В результате подобного фрагментарного подхода человек как целостная структура просто исчезает. Он как бы теряется в этих узких по своей направленности исследованиях. И даже такие науки о человеке, как, скажем, этнология (которую, кстати, на Западе принято называть культурной антропологией), а также история, религиоведение, психология, изучают человека в определенных, ограниченных рамках, со своей точки зрения, в результате – достаточно поверхностно.

Например, этнография сосредотачивается на специфических для данного этноса, порой наиболее любопытных и экзотических, фактах. Этнографы преимущественно заняты поисками того, что отличает данный этнос от других народов. А история, как полагают некоторые исследователи, в некотором смысле превращается в перечисление фактов (М. Элиаде, К. Леви–Стросс).

Таким же расчлененным является взгляд на человека со стороны современной медицины. Как часто правильный диагноз зависит от того, к «тому» ли специалисту попал больной, т.е. является ли врач специалистом по данной конкретной болезни. А ведь в прошлые, даже не очень старинные времена, любой (конечно, опытный) врач оценивал здоровье человека целиком.

В мифе как системе мировоззрения человек воспринимается как целостная структура, находящаяся в важной соотнесенности со всем Мирозданием. Другими словами, проблема человека в данном случае увязывается с вопросами о возникновении Мира и самого человека, о его месте в Мире, эволюции Мира и человека.

Важная проблема – проблема терминологическая. Необходимо сразу уточнить, о каком мифе идет речь в данной книге. О мифе говорят многие специалисты и неспециалисты, вкладывая в это слово разное понимание.

Миф в данной книге понимается прежде всего не как вымысел, не как фантазия. Впрочем, очень многие, даже выдающиеся исследователи (например, Э. Кассирер, М.И. Стеблин–Каменский, Е.М. Мелетинский и др.), рассматривают миф именно как вымысел. Не удивительно, что мифы в исследованиях часто соседствуют со сказками и легендами, с которыми они практически отождествляются. Итак, миф, на наш взгляд, не есть сказочное повествование.

Миф – это система мировоззрения и мировосприятия. Миф представляет собой древнее знание, которое тщательным образом сберегалось на протяжении тысячелетий, поскольку являлось необходимым условием выживания социума. Знание это сберегалось во времени, оно также охранялось от непосвященных; миф как система древней мудрости всегда принадлежал тайной сфере знания, в отличие от культовых представлений, открытых для большинства членов социума.

Миф не является только текстом, точнее – он не сводим к тексту. А ведь именно так он обычно рассматривается в литературе. Текст всего лишь один из аспектов, или, вернее, – одна из проекций мифа. Как древнее знание, представлявшее собой совокупность многочисленных идей и концептов, миф находил свое отражение практически во всех явлениях культуры, в том числе в памятниках древнего искусства, древних символах, сакральных постройках, в орнаменте, узорах на одежде, ритуалах, священных танцах и т.д. И это совершенно естественно, поскольку миф инкорпорирован во все сферы культуры. Говоря о мифе, думается, следует различать миф как текст и миф как древнее знание, т.е. как систему представлений о Мироздании. Чтобы различать эти два толкования, в книге предлагается писать «миф» как текст мифологического содержания с маленькой буквы, тогда как «миф» во втором значении предлагается писать с большой буквы – Миф. Итак, необходимо различать Миф и мифы; в последних нашли закрепление идеи Мифа. Впрочем, за словом мифы в книге устанавливается еще одно значение: этим словом обозначаются также мифологические системы разных народов.

Миф – это большая загадка. Загадочным остается вопрос о возникновении мифа. Действительно, кто создал миф? Выдающийся специалист в области мифа А.Ф. Лосев утверждал, что без мистики нет мифа. Древнегреческий философ V в. н.э. Прокл, учение которого о мифе, кстати, высоко оценивал А.Ф. Лосев, видел в мифе умный символ Бытия. По мнению великого Пифагора, символ связывает трансцендентную реальность и нашу действительность. Из этого вытекает тезис о роли Мифа как посредника между двумя мирами.

Поразительным является удивительное сходство мифологий народов, живших в разные эпохи и удаленных друг от друга на значительные расстояния. Факт удивительного совпадения мифов разных народов, естественно, требует какого–то удовлетворительного объяснения.

Другая, не менее сложная проблема, – проблема языка. Многие исследователи отмечают, что наш естественный язык не очень приспособлен для передачи мифологических реалий и непростых концептуальных аспектов Мифа, для описания которых в нашем языке просто нет соответствующих слов.

В наши дни слово «миф» является чрезвычайно популярным и даже модным. Говорят о мифах в экономике, в политике, о мифах в искусстве и т.д. В данном случае «миф» имеет совершенно специфическое, современное значение, предполагающее, что речь идет о том, во что верят все или подавляющее большинство людей, но что на самом деле является вымыслом, не относящимся к реальности. Как видим, это толкование понятия мифа возникло на основе общепринятого восприятия мифа как фантазии.

Зачем нам собственно нужен Миф? Есть ли смысл обращаться к древнейшим периодам существования человечества? Представляется очевидным, что Миф – неотъемлемая часть общего человеческого культурного фонда. В нем нашла свое закрепление Мудрость (именно с большой буквы), накопленная человечеством с незапамятных времен. Мы же, современные люди, чрезвычайно удалились от этой Мудрости, которая древним людям представлялась вневременной, вечной.

В течение веков происходил процесс накапливания неверия, отрицания и отторжения Мудрости, заложенной в Мифе. Кстати, этот процесс в значительной мере начался в эпоху Просвещения (а может быть, и еще раньше), которая внесла свой вклад в отрицание этой древней Мудрости. Эта эпоха характеризовалась постепенным наращиванием критицизма: ум высвобождался от догм, сначала религиозных, а затем обозначился переход к критическому переосмыслению всего и вся.


С этой книгой читают
Настоящий курс лекций представляет собой своего рода введение в изучение сложной проблематики, связанной с традиционным искусством Востока.В книге искусство Востока исследуется на примере всего лишь некоторых, но весьма представительных образцов – искусства индуизма, буддизма, ислама, а также искусства Китая и Японии. Внутри каждой из этих больших тем особо выделяются наиболее значимые сферы, демонстрирующие в полной мере специфические особенност
«Логос» – один из старейших независимых гуманитарных журналов, возникших в постсоветский период. Журнал продолжает западническую традицию, развивая ту интеллектуальную линию русской культуры, которая связывает его, в частности, с дореволюционным «Логосом» – международным ежегодником по философии культуры, издававшимся в начале XX века.За время своего существования «Логос» эволюционировал от журнала профессионально-философской ориентации, выполняв
Своеобразным символом его творчества стал «Angelus Novus» со знаменитого рисунка Пауля Клее. «Так можно представить себе ангела истории: его лицо обращено в прошлое, где он видит катастрофу, нагромождающую руины на руины, – пишет Беньямин. -Он хотел бы остановиться, оживить погибших, но из рая дует ураганный ветер, который неудержимо несёт ангела истории в будущее; этот ураган мы и называем прогрессом… Катастрофа есть прогресс, прогресс есть ката
Ираклий Андроников! После этого имени хочется поставить восклицательный знак. Недаром вся страна узнавала этого ученого и в лицо, и по голосу. Он был и замечательным исследователем, и писателем, и актером. И обладал детективными способностями, раскрывая тайны русской литературы. А потом рассказывал об этом с таким вкусом и талантом, что невозможно оторваться от его книг. В этом издании мы собрали самые увлекательные литературные расследования Анд
Эта книга – собрание эссе, посвящённых странам европейского Средиземноморья и окрестностей с собственными рисунками и обложкой автора. Каждое эссе может быть прочитано почти вне связи с остальными, но их отбор и последовательность отражает идею о происхождении и развитии отдельных национальных культур под влиянием изначального центра нашей цивилизации – Италии и Рима, которые до сих пор постоянно находятся в фокусе культурных интересов Западного
1918 год. Из Патриаршей ризницы Московского Кремля похищены церковные реликвии, среди которых – уникальные произведения ювелирного искусства. Сотрудникам Московской уголовно-разыскной милиции предстоит выяснить, имеют ли они дело с обычным ограблением, или же за этим кроется нечто иное.
Авторы книги – бывалые рыболовы убеждены, что модный ныне девиз «поймал – отпусти» не более чем рекламная пустышка – звучит красиво, но на практике не действителен. Да и вообще, охота ради баловства никогда не приветствовалась цивилизованными людьми, так как это противоречит многовековой мудрости. Если человек умеет хорошо ловить рыбу, то он также хорошо обязан ее обработать и приготовить.Как это сделать вы узнаете, прочитав книгу.Данная книга –
Сибирь широка, здесь смешалось большое количество народов, культур и до сих пор хранится множество тайн. И сказки здешние разнообразны. В каждой деревне – свои. Все, вошедшие в эту книгу сказки, как и в первый сборник «Сказки сибирских деревень», были услышаны автором-составителем от ее бабушки Елены Владимировны Ждановой, родившейся в 1906 году в Сибири и прожившей там жизнь.
Накануне Нового года Ёж вспоминает, что никому и никогда не дарил подарков, и решает исправить это. Но не так-то просто сделать подарок, который действительно порадует друга. Белка хочет что-то нужное, Дикобраз вообще не хочет ничего, а Паук больше любит дарить подарки сам. Добрая и весёлая история о том, что надо не только уметь дарить подарки, но и уметь их принимать.