Легенда о сотворении мира
В рассказе нашем речь пойдет о тех древних временах, когда Нил еще не существовал, а фараон не прославлял богов «словами, что имени их достойны». Не было тогда ни дня, ни ночи, ни неба, ни земли, не дул даже обжигающий ветер пустыни, а существовал лишь Нун: первозданный океан, необузданная водная стихия, которая ревностно оберегала в пучине своего хаоса зачатки жизни. Нун был космической сущностью, отцом всех богов, и прозвали его так не из-за родственных связей, а лишь потому, что зародился он еще до появления всех правителей мира. В действительности же Нун был скорее местом, которое существовало всегда. Согласно легендам, океан этот будет вечность бушевать на краю вселенной, даже когда настанет конец света. Нун был таинственной бездной, которая беспощадно поглощала тех, кто не был погребен подобающим образом или же умер на чужбине, что тогда считалось для египтянина худшей карой.
Среди бурных потоков необузданной стихии плавало мировое яйцо, внутри которого был заключен Атум, сущность бога солнца Ра, повелитель мира всего. Он сотворил самого себя и стал первым божеством, прародителем всех богов. Однако в то же время Атум был и разрушителем, ведь мифы гласят, что, когда настанет конец света, демиург уничтожит все сущее и вновь обретет свою первоначальную форму.
Нам и по сей день неизвестно, как, почему и когда именно произошли нижеописанные события, но за день до зарождения мира на поверхности необузданных вод Нуна появился Атум. Он поднялся над Великим Зеленым морем в виде насыпи из земли, покрытой девственным песком. В последующие тысячелетия бог Атум приобретал множество обликов: иногда он представал в образе фараона в пшенте Нижнего и Верхнего Египта, а иной раз появлялся с головой барана или же в обличье жука, льва, мангуста, обезьяны, ящерицы или быка.
Атум создал первую пару богов: бога Шу, олицетворение сухого воздуха и света, и богиню-близнеца Тефнут, олицетворение влажного воздуха и воды.
Шу и Тефнут воплотились на земле в облике львов, и им надлежало наблюдать за восточным и западным горизонтами. Шу олицетворял собой воздух, а потому символом его было страусиное перо, которое также стало и символом богини Маат. С его помощью богиня измеряла грехи усопшего, представшего перед судом Осириса. Тот, чье сердце оказывалось легче пера, получал право на вхождение в загробный мир.
Тефнут отличалась воинственным и вспыльчивым нравом. Ее нередко изображали в образе львицы или женщины со львиной головой. Однажды, чтобы излить свой гнев, богиня покинула Египет и укрылась в Нубии, области, что раскинулась близ южной границы. Тогда Атум велел Шу и Тоту отыскать ее и вернуть в Египет, после чего она перевоплотилась в богиню любви, Хатхор.
Шу и Тефнут породили богов, образовавших верхнюю и нижнюю границы зарождающегося мира: богиня Нут олицетворяла небеса, а бог Геб – землю. Изначально эти божества составляли единое целое, ибо небосвод касался тверди земной, но однажды Нут поглотила собственных детей – небесные светила – и Геб за это не на шутку на нее рассердился. Рассорившихся супругов разъединил бог Шу: руками своими он вознес богиню Нут на небеса, и с тех пор тело ее изогнуто в виде купола – руки склоняются к западу, а ноги обращены на восток, обозначая тем самым места, где заходит и восходит солнце. Во тьме ночной блистательная госпожа небес являла миру свое тело, усыпанное звездами. Чтобы найти ее, достаточно было лишь отыскать на небосводе Млечный Путь – яркую полосу белого света, пронзавшую весь небесный свод. Нут была также богиней вечного возрождения и определяла смену дня и ночи: вечером она проглатывала солнце, а наутро рождала его вновь, символизируя тем самым вечный цикл смерти и возрождения.
Геб был богом плодородия, первоисточником жизни и всего, что порождала земля. Из его тела произрастала зелень. Союз Геба и Нут подарил миру четыре последних божества Эннеады (девятки главных богов Древнего Египта): Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Эти два поколения представляли реальный мир, поэтому их жизни и судьбы были неразрывно переплетены с судьбами человечества.
Боги эти образовали две пары: Осирис и Исида стали архетипом царственной четы, а Сет и Нефтида символизировали их противоположность. Осирис был олицетворением плодородной земли Египта, его кожа была черной, как ил, или зеленой, как растительность. Сет же олицетворял все типы социальных беспорядков и природных катаклизмов: бури, хвори, нравственный упадок и народные волнения. Никто не знал, каков его истинный облик: он представал в образе осла, антилопы, жирафа, окапи или одной из многочисленных химер, населявших, по мнению египтян, пустыню, откуда он и был родом. Сет славился жестоким и буйным нравом, из-за чего его прозвали богом хаоса, и властвовал он не только в пустыне, но и на чужих землях. Сет был очень могущественным богом: говорят, что его кости были сделаны из металла, а его скипетр весил две тонны. Его супруга Нефтида, помогавшая усопшим и защищавшая их, полюбила бога Осириса и родила от него сына Анубиса, бога загробного царства. С его именем также связан и обряд мумификации. Однако Анубис не принадлежал к Эннеаде, в отличие от Гора, сына и наследника Осириса, божества, тесно связанного с царской властью и фигурой фараона, которого считали земным воплощением Гора.