Исаак Линдер, Владимир Линдер - Михаил Ботвинник: жизнь и игра

Михаил Ботвинник: жизнь и игра
Название: Михаил Ботвинник: жизнь и игра
Авторы:
Жанр: Биографии и мемуары
Серия: Энциклопедия шахматного Олимпа
ISBN: Нет данных
Год: 2007
О чем книга "Михаил Ботвинник: жизнь и игра"

Михаил Ботвинник (1911 – 1995) – человек-эпоха! Он родился при последнем российском императоре Николае II, а умер – при первом президенте России Борисе Ельцине. Он получал наставления от второго чемпиона мира Эмануила Ласкера и сам давал уроки четырнадцатому чемпиону Владимиру Крамнику.

В Ботвиннике аккумулировались лучшие черты советской шахматной школы. И в то же время эта школа воплотила в себе многие провозглашенные им приоритеты.

Тридцать лет жизни Ботвинник посвятил созданию «искусственного интеллекта» – шахматной программы, не только «играющей в силу мастера», но и «думающей, как он». «Пионер» был и его гордостью, и его болью, и его «синей птицей».

Многотомное наследие Ботвинника – это классика мировых шахмат, его жизнь – пример бескорыстного служения шахматному искусству.

Бесплатно читать онлайн Михаил Ботвинник: жизнь и игра


ВСЁ О ЧЕМПИОНАХ МИРА

Вот уже полторы тысяч лет, как существуют шахматы, признанные в мире самой умной, самой мудрой и благородной из существующих игр. И конечно же те, кто достигает в ней исполинской силы, вызывают особое восхищение и почитание. 120 лет назад, в итоге длительного матча двух знаменитых шахматных маэстро – Вильгельма Стейница и Иоганна Цукерторта – был впервые провозглашен чемпион нашей планеты. С тех пор на Олимп взошли увенчанные лаврами 14 шахматистов. Фотографии их приведены на первой странице книги. Перед вами целая династия шахматных королей – Вильгельм Стейниц, Эмануил Ласкер, Хосе Рауль Капабланка, Александр Алехин, Макс Эйве, Михаил Ботвинник, Василий Смыслов, Михаил Таль, Тигран Петросян, Борис Спасский, Роберт Фишер, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров и Владимир Крамник.

Сегодня, когда резко поднялся интерес к состязаниям на высшем уровне, многим поклонникам шахмат будет интересно вновь перелистать страницы борьбы за мировое первенство, узнать подробности жизни и творчества каждого чемпиона и его главных соперников, об их вкладе в сокровищницу шахматного искусства, проникнуться неповторимой аурой главных поединков за шахматную корону.

Об этих корифеях авторы настоящей книги рассказали ранее в тысячастраничном труде «Короли шахматного мира» (Москва, 2001). Избранная нами живая форма повествования была благосклонно встречена шахматной общественностью. При этом высказывались пожелания, чтобы для удобства пользования разбить фундаментальное произведение на отдельные книги, посвятив их каждому чемпиону. И несколько лет спустя мы приступили к этой работе, имея перед собой к тому же ряд новых материалов.

Перед вами очередная книга из этой серии – о первом советском чемпионе мира Михаиле Ботвиннике (1911–1995), который своими победами и творческими достижениями на весь мир прославил отечественную шахматную школу. Здесь вы узнаете всё о шахматных подвигах и открытиях патриарха советских шахмат, о его жизни и научной деятельности, вкладе в различные стадии шахматной борьбы – дебют, миттельшпиль и эндшпиль. В книге приведены более 100 лучших партий и окончаний М. Ботвинника, много таблиц и фотографий. Помещены архивные материалы о его подготовке к матчу за первенство мира с Александром Алехиным и другие факты, лишь недавно ставшие известными. Старший из авторов был лично знаком с М.М. Ботвинником и с 1948 года регулярно посещал все его состязания на первенство мира.

Каждый чемпион – это целый мир шахмат, новая ступень в развитии шахматного искусства. И многое, что есть примечательного о нем как человеке, как великом шахматисте, как деятеле шахматной культуры, читатель найдет в наших книгах.

Исаак Линдер,

Владимир Линдер

Июль 2006 года

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

1911, 17 августа. В местечке Репино под Петербургом, в семье Серафимы и Моисея Ботвинник родился второй сын, которого назвали Михаилом.

1918, сентябрь. Михаил начал учиться в 157-й единой трудовой школе, известной ранее как Выборгское 8-классное коммерческое училище Германа.

1923. Приятель старшего брата научил Михаила играть в шахматы. Вскоре он выступил в первом школьном турнире, набрав около 50% очков.

1924. Ботвинник штудирует шахматную литературу – учебники Н. Грекова и В. Ненарокова, партии Эм. Ласкера, подшивку чигоринского журнала «Шахматный листок» (1876, 1877).

1924, 1 июня. Ботвинника приняли в члены Петроградского шахматного собрания.

1925, январь. «Легко взял 1-е место и завоевал 1 категорию», – писал Ботвинник, вспоминая один из турниров далекой юности.

1925, 20 ноября. Ботвинник включен в число участников сеанса с чемпионом мира Х. Р. Капабланкой и одержал памятную победу.

1926, весна. Вышел в финал чемпионата Ленинграда и разделил в нем 2–3-е места.

1926, ноябрь. Первая зарубежная поездка 15-летнего юноши на матч Стокгольм – Ленинград завершилась успешно. Ботвинник выиграл мини – матч из двух партий у Г. Штольца (1,5:0,5), будущего шведского гроссмейстера.

1927, 26 июня – 1 августа. Двухкруговой турнир с участием шести ведущих шахматистов Ленинграда. Ботвинник занял 2-е место, вслед за Петром Романовским, и получил право играть в финале 5-го чемпионата СССР.

1927, 26 сентября – 25 октября. Москва. Ботвинник занял 5-6-е места в 5-м чемпионате СССР и завоевал звание мастера спорта по шахматам.

1928, август. Успешно сдал экзамены в Политехнический институт, но из-за «социального происхождения» был допущен к занятиям только в феврале 1929.

1930, весна. Победил в турнире мастеров Ленинграда и был удостоен первого приза – немецких шахматных часов.

1930/31, 3 декабря – 23 марта. Победа в чемпионате Ленинграда. Набрал 14 очков из 17 (+12, – 1, =4).

1931, лето. Ботвинник проходил студенческую практику на Днепрострое.

1931, 1 октября – 11 ноября. Москва. В 7-м чемпионате СССР Ботвинник убедительно доказал свое превосходство, на два очка опередив второго призера Николая Рюмина и на 3,5 – поделивших 3–6-е места Владимира Алаторцева, Федора Богатырчука, Бориса Верлинского, Михаила Юдовича.

1932, сентябрь. Ботвинник во второй раз стал чемпионом Ленинграда.

1932, декабрь. «В декабре 1932 года я стал аспирантом электромеханического факультета», – писал Ботвинник.

1933, 28 ноября – 19 декабря. Москва – Ленинград. Матч с чехословацким гроссмейстером Сало Флором стал для Ботвинника серьезным испытанием и проверкой его готовности противостоять сильнейшим шахматистам Запада. Ничейный исход (6:6) удовлетворил обоих соперников и организаторов.

1934, февраль. Уже через два месяца после матча вышла первая книга Ботвинника, посвященная состязанию с Флором. В предисловии к ней Н. В. Крыленко писал, что матч «подтвердил, что в смысле качества игры мы догнали, а в отношении размаха шахматного движения перегнали буржуазную Европу».

1934, 17 августа – 1 сентября. В Большом зале Ленинградской филармонии состоял турнир сильнейших советских мастеров с участием претендента на мировое первенство Макса Эйве и австрийского мастера Ганса Кмоха. Победу в этом состязании одержал М. Ботвинник.

1934/1935, декабрь – январь. Гастингс. Ботвинник впервые принимает участие в зарубежном турнире и занимает 5–6-е места.

1935, 15 февраля – 15 марта. В московском Музее изящных искусств состоялся 2-й Московский международный турнир с участием Х. Р. Капабланки и Эм. Ласкера. Борьбу за первый приз вели в основном Ботвинник, Флор, Ласкер. В итоге 1–2-е места поделили более молодые участники. Ботвинник удостаивается звания гроссмейстера. Народный комиссар (министр) тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе награждает его автомашиной и устанавливает для Ботвинника повышенную аспирантскую стипендию.


С этой книгой читают
«Этюды» – это биография моего времени, протянувшегося из века минувшего в век нынешний. Это история моей страны, где я выросла, и которая так стремительно исчезла. Конечно же, это и моя биография, но главное в «Этюдах» все-таки не – «я». Главное – портрет моего поколения.
Документально-художественное повествование знакомит читателя с судьбой Татьяны Гримблит (1903–1937), подвижницы милосердия и святой новомученицы, избравшей в самые страшные годы нашей истории путь христианского служения людям – тем, кто, как и она сама, был неугоден советской власти. Помимо фактической канвы биографии в книге рисуется внутренняя жизнь подвижницы на основе её стихов, которые она писала с юности.
«Пилигрим» продолжает цикл архивной прозы Натальи Громовой, где личная судьба автора тесно переплетается с событиями вековой давности. Среди героев книги – Варвара Малахиева-Мирович, поэт и автор уникального дневника, Ольга Бессарабова и ее брат Борис, ставший прототипом цветаевского «Егорушки», писательница Мария Белкина, семьи Луговских и Добровых – и старая Москва, которая осталась только на картах и в воспоминаниях.
РИСОВАТЬ И ПИСАТЬ – это две великие благодати.Даже древние народы использовали вместо слов картинки-пиктограммы. Третья великая благодать – это петь.Но на сцене надо все контролировать и при этом успевать всем нравиться.46 минут – средняя продолжительность музыкального альбома. Так повелось со времён виниловых пластинок. Удержать читателя своими текстами именно столько времени – моя музыкальная сверхзадача.Ради этого я прибегнул даже к созданию с
Много реальностей в этом мире, но далеко не все из них благосклонны к простому люду. Иная так и норовит выйти из предначертанного русла Истории. Тем более что местная нечисть давно и старательно мутит воду во всех мыслимых и немыслимых пространственно-временных континуумах. И мало того что мутит, так еще и льет эту воду на мельницу вселенского зла.И что тогда?А тогда за мечи, наганы и вилы берется элитный отряд коррекции реальностей Комитета Глоб
Нелегко служить в элитном отряде коррекции реальностей Звездной Руси. Задачи у бойцов не из простых – исправлять реальности, которые так и норовят выйти из предначертанного русла Истории.Оборотни-эсэсовцы готовятся к завоеванию мира, боевые роботы из космоса хотят оккупировать Землю, одаренные дети посылают взрослых… куда подальше.Но не тут-то было! Трепещите, враги! За мечи, автоматы и вилы берутся Илья Муромец, Николай Кузнецов, Иван Сусанин и
Мы разделяем Пространство и Время и даже абсолютизируем это разделение. Для нас час и километр несводимые понятия – они как бы не имеют отношение друг к другу. Но раз Пространство и Время существуют в одном мире, должно быть что-то, что их соединяет. И это есть – все объекты нашего мира имеют форму – сторона Пространства. И являются аккумулятором времени – «годовые кольца» есть не только у деревьев, но и у всего сущего.
В глухое село Туярык ведет всего одна дорога. Утром местный шаман настрого запретил по ней ходить. И именно сегодня Кристине до смерти нужно попасть в это село, чтобы разыскать пропавшего парня. В таежной чаще ее ждет много пугающих тварей, но страшнее всего, как всегда, заглянуть в себя…