Яковлев Алексей Александрович
Заведующий неврологическим отделением №2 клиники НИИ неврологии ФГБОУ ВО «ПСПбГМУ им. И. П. Павлова» МЗ РФ. Врач-невролог, врач-рефлексотерапевт, врач лечебной физкультуры и спортивной медицины, кандидат медицинских наук. Ассистент кафедры неврологии и мануальной медицины ФГБОУ ВО «ПСПбГМУ им. И. П. Павлова» МЗ РФ. Ассистент кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины ФГБОУ ВО «СЗГМУ им. И. И. Мечникова» МЗ РФ. Член Региональной общественной организации «Врачи Санкт-Петербурга», «Ассоциации неврологов Санкт-Петербурга», общероссийской общественной организации «Союз реабилитологов России». Автор более чем 75 научных публикаций по вопросам диагностики, лечения и реабилитации при различных неврологических заболеваниях. Высшее образование: ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И. И. Мечникова» МЗ РФ, врач, специальность «Лечебное дело» (2007), Санкт-Петербургский Инженерно-экономический университет, экономист-менеджер, специальность «Экономика и управление на предприятии здравоохранения», специализация – правовое регулирование хозяйственной деятельности (2011). В 2015 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Полинейропатия у пациентов с парапротеинемическими гемобластозами».
Поражение лицевого нерва является одной из наиболее распространенных патологий периферической нервной системы. По официальной статистике невропатия лицевого нерва занимает второе место по частоте среди всех заболеваний периферической нервной системы (после неврита седалищного нерва) и первое – среди поражений черепных нервов, что обусловлено определенными анатомическими особенностями.
По сведениям различных авторов, невропатия лицевого нерва составляет около 3% всех заболеваний периферической нервной системы (13—24 случая на 100 000 населения), при этом встречаясь одинаково часто у мужчин и женщин. Заболеваемость невропатией лицевого нерва возрастает на 4-м десятилетии жизни. Идиопатические невропатии наблюдаются у 75% больных, отогенные – у 15%, другой этиологии – у 10% больных.
Исследователями отмечается циклический и сезонный рост заболеваемости невропатией лицевого нерва с промежутком в 4 года; 40% приходится на март—апрель, 27% – на декабрь. У каждого третьего больного поражение лицевого нерва приводит к развитию таких осложнений, как контрактура мимических мышц (в 25—30% случаев) и патологические синкинезии, а у каждого седьмого из выздоровевших больных впоследствии наблюдается рецидив заболевания.
Несмотря на значимость проблемы, вопросы физической реабилитации больных с невропатией лицевого нерва по-прежнему остаются слабо изученными. Научные работы, посвященные этой проблеме, немногочисленны. Сообщения о применении технологий немедикаментозной реабилитации, таких как кинезиотерапия, физиотерапия, рефлексотерапия, а также комплексного их применения фрагментарны.
Отсутствие в профессиональной литературе систематизированных сведений о применении лечебной гимнастики и массажа, которые составляют основу реабилитационных комплексов в лечебно-профилактических учреждениях при невропатии лицевого нерва, серьезно ограничивает возможности оценки их эффективности. В связи с тем, что число больных с невропатией лицевого нерва имеет тенденцию к неуклонному росту, поиск эффективных методик физической реабилитации с использованием широкого и комплексного применения арсенала реабилитационных средств является актуальной проблемой современной медицины.
Помимо медикаментозных препаратов при лечении невропатии лицевого нерва широко используют различные физические методы лечения. Одно из ведущих направлений в лечении невропатии лицевого нерва – это применение методов лечебной физкультуры, включающих в себя мимическую гимнастику, массаж, кинезиологическое тейпирование. Эффективность этих методик при лечении невропатии лицевого нерва не вызывает сомнений, лечебная физкультура способна не только потенцировать эффект лекарственной терапии, физиопроцедур, рефлексотерапии, но зачастую является ведущим методом лечения, особенно в ситуациях, когда применение других методов лечения может иметь определенные ограничения (например, после оперативного лечения онкологических заболеваний околоушной области).
Арсенал методов лечебной физкультуры при невропатии лицевого нерва весьма широк и включает в себя целый ряд манипуляций и рекомендательных установок. Так, в раннем периоде назначают лечение положением, которое включает следующие рекомендации:
– спать рекомендуется на боку на стороне повреждения, подложив руку под парализованную щеку, смещая ее несколько вверх, либо на спине, повязав на голову платок;
– полезно 2—3 раза в течение дня полежать на спине с закрытыми глазами (плохо закрывающееся веко прикрыть пальцами);
– в течение 10—15 мин 3—4 раза в день сидеть, склонив голову в сторону поражения, поддерживая ее тыльной стороной кисти (с опорой на локоть);
– в первые недели необходимо поддерживать больную сторону лица повязкой. Сложенный по диагонали платок накладывается на подбородок и завязывается узлом на темени. Под повязкой мышцы здоровой стороны следует слегка сместить вниз, а больной поднять. Как альтернативу данной методике можно использовать более современный метод кинезиологического тейпирования.
При поражении лицевого нерва пациенту также не рекомендуется: переохлаждать лицо, шею, голову; до выздоровления в любую погоду следует обязательно носить платок или шапочку, шарф; разговаривать тихо и по возможности меньше. Разговаривая, здоровую сторону лица следует придерживать, несколько смещая ее вниз по направлению к обездвиженным мышцам; есть небольшими порциями, жевать медленно как на здоровой, так и на больной стороне.
Для устранения асимметрии лица проводится лейкопластырное натяжение со здоровой стороны на больную (рис. 1). Фиксация лейкопластыря направлена против тяги мышц здоровой стороны и осуществляется прочной фиксацией другого свободного конца пластыря к специальному шлему-маске, изготовляемому индивидуально для каждого пациента. При этом выполняются следующие условия: коррекция и гиперкоррекция мышц здоровой стороны осуществляется с определенной силой, чтобы мышцы-антагонисты паретичной стороны были достаточно свободны в своих действиях и не испытывали тяги мышц здоровой части лица; фиксация свободного конца пластыря к шлему должна быть жесткой (даже двукратной с подворотом), иначе здоровые мышцы не смогут удерживаться в коррекции. Прикрепление свободного конца пластыря прямо к коже пораженной стороны неэффективно, так как здоровые мышцы в этом случае сразу же выйдут из-под контроля тяги и потянут кожу и подлежащие мышцы в свою сторону, вернув прежнюю асимметрию лица. Необходимо следить за участками кожи, к которым прикрепляется пластырь, предупреждая раздражение массажем и питательными кремами после сеанса лечения положением.