Многие вещи педагоги делают интуитивно. Помню надпись от нашей учительницы на 1 сентября во все доску «Я вам рада!» и подаренный каждому ученику кленовый лист из цветного картона. Помню переменки, во время которых можно было сидеть в классе с учителем информатики и обсуждать философские вопросы. А еще помню, как меня пристыдили на географии за невыученный урок перед всем классом. Я сделала вид, что ничего страшного не случилось, но в тот момент обида навсегда разделила нас с учителем. У кого из педагогов в практике не было таких случаев?
Для многих родителей, учителей и всех, кто работает с детьми, это понимание открыла теория Гордона Ньюфелда о многоуровневой привязанности. Для меня она оказалась понятной и полезной – бери и делай! Например, завладевай вниманием ребенка, строй мостики с его родителями, перекрывай проблемное поведение и верь в замысел развития, в замысел Природы. Все это работает на основную идею: отношения важнее всего.
Цель нашей брошюры – дать педагогам практические инструменты теории привязанности.
Брошюра состоит из трех частей. В первой вы познакомитесь с теорией Гордона Ньюфелда. Вторая посвящена профессиональному опыту воспитателей детских садов, здесь вы найдете ответы на важные вопросы и ценные лайфхаки. В третью часть мы включили статьи про школу, т. к. принципы взаимодействия с детьми всех возрастов универсальны, ведь всеми детьми (да и взрослыми тоже) движут одни и те же мощные силы – эмоции и инстинкты. Надеемся, что учителя смогут перенять опыт коллег-воспитателей, а воспитатели почерпнут для себя что-то полезное из опыта учителей.
Елена Фурдак
Условия, благоприятствующие раскрытию личностного потенциала
1. Отношения привязанности
Чтобы по-настоящему повзрослеть, детям необходим определенный контекст для роста и развития. Таким контекстом становятся правильные отношения – глубокая привязанность. Дети готовы слушаться тех, к кому они привязаны, следовать за теми, кому доверяют. Они принимают ценности тех, кто является для них авторитетом.
Привязанность должна быть не только безопасной, но и непрерывной. Постоянный контакт важен потому, что мы, люди, по своей природе являемся существами привязанности. Для всех млекопитающих – а значит, и для нас – привязанность равна выживанию. Отношения с окружающими являются жизненно важной связью.
Понимая это, взрослые ищут возможность обеспечить непрерывность отношений, передавая ребенка в заботливые руки других взрослых из своего круга – деревни привязанностей[1].
Путь к оптимальной жизнедеятельности и раскрытию личностного потенциала
Мы стараемся создать ощущение непрерывности отношений, перекрывая[2] разделение[3] способами, которые ребенок может принять. Так, младенец может быть в контакте с родителями, если слышит их голос или чувствует их запах. Дети постарше смогут находиться без нас какое-то время, если будут обладать чем-то, принадлежащим их взрослым.
Существует формула «заботливой альфы» – это взрослый, который берет на себя ответственность за заботу о ребенке и заботу от которого принимает ребенок. В словосочетании «заботливая альфа» одинаково важны оба слова. Именно стремление взрослого позаботиться, обеспечить поддержку и защитить в сочетании с его ведущей ролью дает ребенку уверенность в отношениях, в надежности и неизменности любви к нему.
Ольга Писарик
Привязанность не является самоцелью, она средство, контекст, условие для взаимодействия с ребенком.
Современные дети, как правило, растут в небольших семьях, и родители часто прибегают к помощи детских садов. Чтобы у ребенка сформировались отношения с другими взрослыми (педагогами, врачами, нянями, воспитателями), родители могут ввести их в свой круг, быть дружелюбными в общении с ними. Формированию отношений способствует так называемое сватовство, когда мы хорошо отзываемся о взрослом, которому делегируем заботу о ребенке, показываем его фотографии, то есть любыми возможными средствами поддерживаем контакт между ребенком и этим взрослым.
2. Мягкое сердце
Для взросления детям необходимо мягкое сердце – оно способно чувствовать то, что происходит внутри, чтобы впоследствии осознавать свои чувства. Все это в итоге способствует взрослению. Чтобы адаптироваться к жизненным трудностям, детям важно испытывать тщетность. Для становления, осознания своей индивидуальности важно чувствовать насыщение и опустошение, а для развития интегративных процессов[4] – ощущать диссонанс, смешанные чувства. В неблагоприятной среде эти чувства могут утрачиваться, а дети – застревать.
Слезы – это окончательная ответная реакция на фрустрацию, которая возникает при столкновении с тщетностью в жизни, и разрядка после нее.
Дебора Макнамара
Привязанность, теплые надежные отношения с взрослыми уберегают сердце ребенка от ран, которые наносит окружающий мир: дети в коллективе, сиблинги в семье, другие люди или обстоятельства. Если ребенку есть, с кем разделить свое горе, если есть взрослый, которому он может открыться, его нежные чувства сохранятся, что позволит ему полнее раскрывать свой потенциал.
Для развития детям важно иметь возможность безопасно проживать и выражать эмоции – и тревогу, и фрустрацию, и стремление к контакту и близости. Эти эмоции могут принимать разные формы, но их выражение необходимо для психологического благополучия детей.
Так, например, детям нужно выплакивать слезы тщетности без осуждения, пристыживания и обесценивания. Вдали от своих взрослых дети, безусловно, тоскуют, горюют, больше раздражаются. И именно слезы в безопасных объятиях родителя, воспитателя или учителя дают облегчение, отдохновение, а также способствуют психологической устойчивости.
Детям важно иметь пространство, в котором можно злиться, драться, кидаться, обзываться. Прятки, войнушка, салочки, снежки, закидывание листьями, песочные бомбы – такие игры дают возможность освободиться от накипевшего. Кроме того, детям необходимы условия для истинной игры, в которой все не по-настоящему и все возможно. Это и творчество, и создание поделок, и куклы или машинки.