Paula Polk Lillard
MONTESSORI TODAY
A Comprehensive Approach to Education from Birth to Adulthood
Copyright © 1996 by Paula Polk Lillard This translation published by arrangement with Schocken Books, an imprint of The Knopf Doubleday Group, a division of Penguin Random House, LLC.
© Новикова Т.О., перевод на русский язык, 2018
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2018
ИЗ ЭТОЙ КНИГИ ВЫ УЗНАЕТЕ:
• В чем разница между фантазией и воображением
• Как рассказать первокласснику об устройстве Вселенной
• Что необходимо ребенку на каждом этапе развития
• В каком возрасте знакомить детей с высокими технологиями
• Почему лекции о морали бесполезны
• Каким должен быть учитель в школе Монтессори
• Как превратить поход с ребенком в музей в увлекательное приключение
«Каким бы ни было образование, оно должно сделать вас уникальной личностью, а не конформистом. Образование должно наделить вас оригинальным духом, способным справиться с самыми серьезными проблемами и препятствиями. Образование должно помочь вам обрести ценности, которые будут с вами всю жизнь. Образование должно сделать вас духовно богатым человеком, который любит свое дело, чем бы вы ни занимались, где бы ни жили и с кем бы ни общались. Образование должно научить вас, что на самом деле важно, как нужно жить и как умирать».
Из книги «Фабрика марионеток» Джона Тейлора Гатто, лауреата учительской премии штата Нью-Йорк
Главным источником вдохновения и наставником в работе над книгами о теории и практике системы Монтессори на протяжении почти тридцати лет для меня была Маргарет Стивенсон, квалифицированный педагог и наставник, работавший в Великобритании и США. Я бесконечно признательна ей не только за советы и поддержку, оказанную мне лично, но и за ее безграничную преданность теории Марии Монтессори, а также за неустанную работу по развитию и распространению школ Монтессори.
Я благодарна всем моим коллегам, которые щедро делились со мной знаниями об этой выдающейся теории, появившейся на заре ХХ века, и информацией о современных исследованиях и развитии школ Монтессори в наши дни.
Особую благодарность мне бы хотелось выразить Марсилии Палоччи, члену педагогического комитета Международной ассоциации Монтессори (AMI)>1, за неоценимую помощь по глубокому пониманию концепции универсальных человеческих склонностей.
Мне доставляет огромное удовольствие работать с детьми, родителями и педагогами в школе Форест-Блафф. Я никогда не написала бы эту книгу без их любви и поддержки. Особенно щедро делилась со мной своим временем и опытом преподавания в начальной школе Монтессори Лора Эрлс.
Я бесконечно признательна Сьюзен Джаспер за заботу о моем доме и семье в последние месяцы. Благодаря этому я могла и преподавать, и писать эту книгу.
Мне посчастливилось работать с прекрасным редактором из издательства Schocken Books Бонни Феттерман. Я благодарна ей за мудрые советы и глубокое понимание образовательной системы, с которой надеюсь вас познакомить.
Хочу поблагодарить всех тех, кто делит со мной мою жизнь, – моего мужа, с которым мы живем вместе почти сорок пять лет, моих дочерей, зятьев и внуков. Я благодарна вам за все, но особенно за ваше терпение, поддержку и доброту, без которых я не смогла бы написать ни строчки.
В своих книгах я стремлюсь хранить верность принципам Марии Монтессори и той образовательной системе, которую она создала. Естественно, в своей книге я смогла изложить исключительно свое личное понимание этих принципов и отразить свое восприятие.
Эта книга представляет собой развернутый рассказ о теории и практике применения системы Монтессори с особым упором на период начальной школы. Она предназначена для родителей, учителей и всех, кого интересуют проблемы современного образования.
Мне очень хотелось написать эту книгу, и вот почему.
Однажды я летела в самолете, и рядом со мной сидел мужчина, у которого, судя по возрасту, могли быть дети школьного возраста. Так и оказалось. Он рассказал мне, что у него двое сыновей, девяти и одиннадцати лет, и оба с трех лет посещают школу Монтессори. Поскольку кроме начальной в этом заведении был предусмотрен и курс средней школы, мой собеседник собирался оставить там своих сыновей до пятнадцати лет, а затем отправить их в государственную или частную школу, где они могли бы завершить среднее образование. Мужчина сказал, что пока это открытый вопрос и возможность выбора, когда подойдет время, он предоставит сыновьям.
Я спросила, почему он выбрал для своих детей школу Монтессори.
– Так решила жена, – ответил он. – Я был слишком занят моей работой, и все решила она. Честно говоря, я не очень одобрял эту систему, пока дети не пошли в первый класс. Сначала среда этой школы казалась мне слишком замкнутой. Но со временем я изменил свою точку зрения. Сегодня меня все устраивает.
Когда я спросила, что же привлекает его в системе Монтессори, он сказал, что больше всего ему нравится командный дух, объединяющий детей, и их способность к самостоятельной работе.
– Они конкурентоспособны, – объяснил он. – Могу допустить, что все дети конкурентоспособны, но в классах Монтессори все по-другому. Они отлично со всем справляются, и они очень уверены в себе. По отношению к окружающим они ведут себя как взрослые. Им есть дело до окружающего мира. Они даже меня вовлекли в общественный проект, связанный с заботой о бездомных.
Мой сосед помолчал, а потом добавил:
– Понимаю, что говорю вам не о системе Монтессори как таковой. Я просто хочу сказать, что мои дети стали такими, потому что учатся в школе Монтессори.
Потом он рассказал о других детях, живущих по соседству. О друзьях своих сыновей, обучающихся в престижной частной школе с высоким рейтингом.
– Я не хочу плохо говорить о них, – сказал он. – В общем-то они хорошие ребята. Но они так высокомерны! Порой их поведение граничит с наглостью. Я не чувствую, что они хотят чего-то добиться ради самих себя. Похоже, больше всего их заботит, как унизить других.
Но ведь его старшему сыну вот-вот придется перейти в другую школу, где он наверняка столкнется с чем-то подобным. Не вызывает ли это волнений?
– Да, конечно, – ответил сосед. – Я боюсь, что мой сын может показаться довольно странным. Он постоянно что-то учит, ищет ответы на какие-то свои вопросы… Впрочем, наверное, я не слишком волнуюсь. Не думаю, что у него будут проблемы – ведь он так уверен в себе. Вряд ли мой сын будет обращать внимание на подначки одноклассников. Он прекрасно со всеми поладит. Он привык быть самостоятельным. И его это точно не волнует – это мои опасения, и только.
Мужчина рассказал мне о собственном опыте. Он учился в государственной школе в одном из лучших пригородов Чикаго, но всегда чувствовал себя одиноким.