…в молодости подобные истории
занимают мало, а когда интерес появляется
(а так обычно и бывает), вопросы задавать,
как правило, уже некому.
Татьяна Полякова «Дневник чужих грехов»
Однажды мне на глаза попалась книга Смирнова С.С. «Брестская крепость». Читая ее, я поражалась, с какой скрупулёзностью и педантичностью Сергей Сергеевич искал героев обороны Брестской крепости. Нашел, записал их воспоминания для нас, будущих потомков.
И я решила, что должна записать историю своих поисков, историю своей семьи, если уж и не для широкого круга читателей, то хотя бы для своего сына Артёма. Я не писатель, и у меня нет таких возможностей, какие были у автора «Брестской крепости». Но у меня были воспоминания, мои и моих родственников.
Стоит отметить, что, когда я приступила к изучению истории своей семьи, мне было неизвестно ничего, о том, как ведется генеалогический поиск. Первой меня просветила сотрудница районного архивного отдела поселка Дубровка Брянской области, куда я направила свой первый запрос. От нее я узнала, что есть метрические книги, куда до 1918 года записывались сведения о рождении, бракосочетании и смерти. Есть ревизские сказки, сельскохозяйственные переписи, похозяйственные книги и многое другое. Сказать, что я была ошеломлена, это не сказать ничего. Но раз начала, отступать нечего, нужно делать. Единственное, о чем пожалела, это – начинать нужно было как можно раньше, когда были еще живы мои бабушки и дедушки, которые могли рассказать и о себе, и о своих родителях.
Глава 1
Начать поиск я решила со своего дедушки Пети, который умер еще до моего рождения, и о нем я знала лишь немного информации из рассказов бабушки. Никаких документов не сохранилось. На руках у меня было только свидетельство о его смерти и свидетельство об их с бабушкой браке.
Не было даже полной даты рождения, только год. А все родственники, кого я спрашивала, говорили, что дедушка и сам не знал точное число, когда он родился.
В Брянскую область полетели составленные мною запросы на его рождение: в районные архивы и отделы ЗАГС поселков Дубровка и Рогнедино, потому что деревня Дубровка, в которой родился дедушка в разные времена принадлежала как Дубровскому, так и Рогнединскому районам. Ответы были отрицательные. Тогда решила запросить справку о смерти в своем Домодедовском отделе ЗАГС. Ведь в свидетельстве о смерти указывается только возраст на момент смерти, а в актовой записи могла стоять и полная дата рождения.
Придя в Домодедовский отдел ЗАГС, я познакомилась с наимилейшей сотрудницей Светланой Михайловной, которая как раз и работала с архивными справками. Она нашла мне актовую запись о смерти, и когда стала записывать в журнал, оказалось, что с Брянской области мне наконец-то поступила справка о рождении дедушки. Оказывается, если данных нет в районном отделе ЗАГС, то запрос пересылается в областной архив ЗАГС, вот там-то мне и нашли актовую запись о рождении. Моему счастью не было предела.
Зная от бабушки, что они с дедушкой познакомились, когда работали на железной дороге, а из сохранившейся трудовой книжки бабушки узнала, что это была путевая машинная станция № 8 Октябрьской железной дороги, я нашла адрес архива Российских железных дорог и запросила у них копии учетно-послужных карточек. Оставалось только ждать.
Спустя полтора месяца, в почтовом ящике я нахожу заветный конверт, довольно толстенький. Открываю, вся в предвкушении. А там… Все учетно-послужные карточки за период работы моих бабушки и дедушки на железной дороге. Огромное, просто человеческое спасибо сотрудникам архива РЖД, которые прислали мне все это богатство. В этих карточках было очень много нужной и интересной для меня информации.
Следующим пунктом было узнать конкретные данные с места работы дедушки, когда они уже жили здесь, в Домодедово. Очередные запросы полетели в военный комиссариат и архивный отдел города Домодедово.
Удивительно, составить запрос, четко сформулировав какие сведения требуется получить, и отнести конверт на почту занимает максимум час времени, а потом долго и нудно тянутся дни и недели в ожидании ответа.
Но и эти ответы мной были получены. Были запросы и в Центральный архив Министерства обороны РФ, и в военный комиссариат Брянской области. Позже был запрос и в военный комиссариат Архангельской области. Получая и отрицательные и положительные ответы, постепенно складывалась история, которой можно уже и поделиться.
Мой дедушка – Гавриков Петр Павлович родился 20 июня 1926 года в деревне Дубровка Рогнединского района Брянской области.
В 1941 году Петр Павлович поехал в гости к своему старшему брату Максиму в Архангельскую область, который проживал в Пинежском районе со своей семьей, но началась война. Вернуться сразу домой не смог, а уже к октябрю, и вовсе, территория Брянской области оказалась оккупированной фашистскими захватчиками. Пятнадцатилетний паренек оказался один, без родителей, в чужом, незнакомом месте. Брата Максима осенью призвали на фронт, а Петра Павловича Пинежский военкомат Архангельской области призвал спустя два года – 30 октября 1943 года.
Принял присягу 9 января 1944 года, после чего был направлен на службу в 7-ой топографический отряд, который, на тот момент, дислоцировался в городе Благовещенск Амурской области.
Его военная специальность – специалист по геодезическим и топографическим работам. Занимался мензульной инструментальной съемкой, подготовкой топографических карт. В 1943-1944 годах участвовал в топографических работах в малоисследованных районах полуострова Камчатка. В августе-сентябре 1945 года был откомандирован в 445 стрелковый полк в должности командира отделения. Участвовал в Маньчжурской стратегической операции Советско-Японской войны. Из китайского города Фугдин (кит. Фуцзинь) прислал своим родителям фотографию с трогательной подписью «На долгую вечную память Папаши и Мамаши от вашего сына Пети».
Только представьте себе, этой фотографии уже 75 лет. Она бережно хранилась в семейном альбоме, приклеенная к листку. С огромным трудом я смогла ее отклеить, даже не зная, есть ли сзади какая-нибудь надпись или нет, но надеялась, что на обороте стоит хотя бы дата, было интересно узнать сколько лет дедушке на этой фотографии.
После Маньчжурской стратегической операции Петр Павлович вернулся в свой топографический отряд. За участие в Великой Отечественной войне был награжден медалью «За боевые заслуги» и медалью «За победу над Японией».
В 1948 году был награжден юбилейной медалью «30 лет Советской Армии и флота», а также фотографией с дарственной надписью «за честное, добросовестное выполнение воинского долга и примерную дисциплину рядового Гаврикова Петра Павловича награждаю личной фотокарточкой», подписанную командиром в/ч 29209 А.И. Сливиным.