В Америке браки все больше напоминают деловые соглашения – выгодные или невыгодные. Для многих из нас брак – это что-то вроде кредита в банке или выгодного вложения денег. Мы ожидаем от брака мгновенной прибыли, хотя ничего еще в него не вложили. Мы думаем, что брак – это сплошная радость, ведь преуспевающие дельцы знают, как держать контроль над акциями (купить по низкой цене и продать по высокой) и всегда оставаться у власти.
Христианский брак, однако, не обещает полной безопасности. Он также не гарантирует мужчинам идеальных жен, а женщинам – совершенных мужей. Единственное условие – Бог, основатель брака, должен управлять им. Гарантия прочного брака заключается в любовном треугольнике «Бог – муж – жена». Каждый из участников этого треугольника в первую очередь заботится о нуждах другого.
Около сорока лет назад мы стояли в маленькой церкви и публично произносили обещание быть вместе до конца наших дней. Это был шаг веры, потому что мы еще не достаточно хорошо знали друг друга (для этого требуется более долгий срок). Честно говоря, мы не знали даже самих себя. Воспользовавшись терминологией делового мира, можно сказать, что каждый из нас сразу начал тратить энергию другого. Заключив брачный союз, мы почувствовали некую защищенность и поэтому отнесли себя, выражаясь экономическим языком, к группе людей с большими доходами. Но вскоре мы поняли, что все «истратили» и придется «брать в долг». Говоря словами апостола Павла, мы «били и уничтожали друг друга», тем самым уничтожая самих себя.
Как и в других браках, в нашем браке образовались невидимые трещины, которые мы старались прикрыть профессиональными успехами или общественной занятостью. Конечно, мы любили друг друга и пытались сохранить эмоциональную привязанность, но временами как будто натыкались на невидимую стену и не знали, что делать дальше.
Д-р Лэрри Крабб проводил консультации со многими супружескими парами, похожими на нашу. Он сразу определил истинного преступника – внутреннее «я», которое каждый из нас бережно принес с собой к алтарю. Он объяснил нам, что эгоцентризм – это тот самый вор, который беспощадно тратит нашу брачную кредитную карту. Эгоцентризм – это грех, который «легко не заметить». До тех пор пока мы будем жалеть самих себя и оправдывать свой гнев, нам придется «брать в долг», ибо наш брачный счет окажется опустошенным. И так будет продолжаться, пока мы не заменим эгоцентризм осознанием своей греховности и радостью прощения.
В течение многих лет, консультируя людей по вопросам брака, д-р Крабб предупреждает, что в браке нельзя играть по принципу полного равенства. Брак – это союз, в котором самопожертвование является основополагающим принципом. Только когда мы начнем ставить на первое место нужды другого человека, не ожидая при этом награды, мы сможем испытать настоящую радость. Осознание, что ты служишь другому, – вот наши дивиденды в браке. Прибыль от брака мы начнем получать, лишь осознав свои различия как мужчины и женщины. Когда каждый партнер делится своей мужественностью или женственностью, брак становится самым прибыльным предприятием.
Мы прочитали немало книг о супружестве, посетили множество специалистов по семейным вопросам, но лишь советы и рекомендации д-ра Крабба действительно перевернули наши представления о браке, и не только потому, что за его плечами – огромный опыт консультирования, но и потому, что его объяснения основываются на глубоком знании Библии. Эта книга обязательно поможет всем мужчинам и женщинам, которые хотят создать счастливую семью.
Howard and Jeanne Hendricks
Центр христианского руководства Dallas Theological Seminary
Существует немало движений, которые утверждают, что придерживаются христианского учения. Два из них вызывают во мне полное неприятие. Представители одного из них утверждают, что Евангелие в конечном итоге должно привести нас к открытию в себе новой личности, которая заменит поврежденную старую. Это произойдет потому, что старая личность не может правильно функционировать, так как была серьезно повреждена в процессе воспитания. Сторонники второго движения убеждены, что наша личность во Христе должна скрывать наши различия как мужчин и женщин, потому что во Христе нет пола, все равны.
Чем старше я становлюсь, тем хуже воспринимаю различные ответвления в христианстве, которые пытаются облегчить нам жизнь. Но эти два аспекта полностью противоречат моему пониманию христианского учения.
Мое возражение первому утверждению заключается в том, что истинное послание Евангелия гласит: всех нас ждет высший Суд. И для того чтобы избежать осуждения, нам необходимо прощение. До тех пор, пока мы не признаем, что полностью порабощены грехом, мы не сможем осознать всей глубины и красоты Божьего прощения. Мы будем продолжать извращать библейские истины таким образом, чтобы они соответствовали нашей эгоистичной заботе о себе. Но если мы все-таки поймем, что прощение является необыкновенным подарком Божьей благодати, то сможем испытать радость обновленной личности. И новая личность будет отличаться от старой тем, что на первое место будет поставлено поклонение Богу и забота о других людях.
Мое возражение второму утверждению звучит следующим образом: когда мы получим новую личность от Бога, мужественность и женственность будут проявляться еще сильнее в наших взаимоотношениях. Мы будем искренне отдавать свои таланты (как мужчины или как женщины) партнеру по браку для улучшения его благополучия. И при этом будем думать в первую очередь о партнере, а не о себе.
Эта книга написана на основе моих убеждений, противоречащих двум выше названным движениям. Надеюсь, она поможет начать диалог между теми, кто поддерживает мои убеждения, и теми, кто с ними не согласен. Для меня основная идея Евангелия заключается в том, что Божье прощение действует постоянно, это не одноразовый акт. Также важным в библейском учении является то, что мужчина и женщина в одинаковой степени прощены Богом и, получив прощение, они становятся равными сонаследниками Божьего Царства. Но между мужчинами и женщинами существуют уникальные различия, заложенные в них Богом. Эти различия я могу отнести к категории библейских понятий.
В создании этой книги мне помогали очень многие люди. Они смогли придать моим мыслям более или менее читаемый вид.
Мой издатель, Синди Вандер Зихт, заставлял меня много работать, искать различные подходы и яснее излагать мысли. Мы не всегда находили общий язык, но работали очень слаженно. Она поставила перед собой задачу – донести мои идеи до читателя, и, мне кажется, ей это удалось.