Пространство. Книга первая. Черная дыра
Астроном любитель Валерий Лунев как всегда в выходные сидел перед своим телескопом. Многие считали его ботаником. Но он не был ботаником. Просто науку он любил больше, чем людей. Они со своими простыми и с его точки зрения бессмысленными стремлениями и желаниями были ему неинтересны. Они казались ему слишком предсказуемыми в отличии от вселенной с ее тайнами и загадками.
Валерию только недавно исполнилось тридцать и окружающие люди в свою очередь не понимали его уже с их точки зрения бессмысленными и непрактичными интересами и отсутствием всякого желание жить нормальной человеческой жизнью.
Он не был в свои тридцать женат и у него даже не было девушки, он работал в захолустном НИИИ младшим инженером и получал копейки, а свободное время проводил перед телескопом, изучая вселенную.
Высокий, долговязый, нос с горбинкой, редкие волосы с намечающейся лысиной. Он никогда не нравился девушкам. И если в редких случаях он знакомился с какой-то девушкой, то вместо комплементов и анекдотов, он начинал ей рассказывать о том, как устроена вселенная, о квазарах, черных дырах и прочей ерунде с точки зрения большинства представительниц слабого пола.
К его искреннему удивлению девушкам это было не интересно и пересекаясь с Валерием повторно они старались избегать его и тем более старались не вступать с ним в разговор.
Но в жизни Валерия был один человек с которым он мог беседовать часами. Этим человеком был руководителем обсерватории академии наук Николай Иванович Стриженов.
Они познакомились на конференции любителей астрономии. Николай Иванович сам подошел к Валерию после его выступления на конференции.
Он похлопал Валерия по плечу. —Не дурно молодой человек. Очень интересный и содержательный доклад. Вы сами делали расчеты?
Валерий слышал о Николай Ивановиче, но даже не мечтал, когда-нибудь с ним побеседовать. Поэтому он сразу смутился и ответил не сразу, начал мямлить.
– Вы понимаете, это, я как видите вот так вечерами, но иногда нет времени. Но вообще я.
– Отлично! Вы учились на астронома?
– Нет. Читал так кое-что…
– А знаете, что, пойдемте-ка в кафе. Здесь внизу приличная кафешка. Расскажете мне про свои исследования.
– Да вы знаете я, не особо. Пойдемте.
Они проговорили почти два часа и остались довольны друг другом. Валерий наконец встретил человека, которого интересовало, чем он занимается, а Валерию было очень интересно слушать Николая Ивановича, особенно, когда он говорил о новых тенденциях в исследовании вселенной и новых гипотезах, которые еще не вышли в свет и обсуждались в узких кругах ученых.
Николай Иванович оставил ему свои координаты и они время от времени пересекались так же в кафешках, когда тот бывал в Москве или переговаривались по телефону. Николай Иванович даже давал ему иногда задания – рассчитать траекторию обнаруженного недавно астероида, подтвердить скорость движения той или иной кометы и другие незначительные задачки.
Сейчас, как раз по просьбе Николая Ивановича он следил за очередным астероидом и уже почти рассчитал его скорость и траекторию. Астероид должен был пройти на большом удалении от земли и не представлял интереса для исследований.
Валерий закрыл тетрадь и посмотрел на часы. Часы показывали половину третьего ночи. Он хотел уже покинуть свою маленькую обсерваторию, но снова сел за телескоп и ввел в системе управления координаты. Недавно он обнаружил звезду с нехарактерной траекторией и сейчас просто решил еще раз уточнить ее местоположение и примерно прикинуть действительно ли ее траектория так уж нехарактерна.
Звезда находилась совсем не там, где он предполагал, а это означало, что ее траектория не просто не характерна – она уникальна и на сколько он знал такого рода аномалий за все время исследования космоса не наблюдалось. Он очень приблизительно прикинул траекторию звезды и получалось, что она с огромной скоростью вращается вокруг крайне массивного объекта. Исходя из того, что никакого объекта рядом со звездой не было звезда вращалась не иначе как вокруг массивной черной дыры.
Виталий просидел у телескопа всю ночь, днем лег стать потому, что в какой-то момент в глазах звезды начали двоиться, а проснувшись снова побежал к телескопу и просидел еще одну ночь следя за необычной звездой.
Что получалось – судя по траектории звезды она вращается вокруг не одного массивного объекта, а сразу двух. Это означало, что рядом со звездой находятся две черные дыры, которые очевидно поглощают друг друга, а еще у звезды есть планетарная система. С его маломощным телескопом невозможно было определить какие именно планеты окружают звезду, но они явно были.
Он представил себе этот мир. Если бы рядом со звездой была планета похожая на землю, то находясь на планете и глядя в небо можно было бы увидеть, как звезды на глазах смещаются. Они плывут по небу как облака, а может быть и быстрее. Такой эффект наблюдался бы из-за очень высокой скорости движения планетной системы вокруг центра масс, который представляет из себя две массивные, очень массивные черные дыры.
Проверить его догадку было не сложно. Черные дыры поглощающие друг друга непременно должны излучать огромную энергию в рентгеновском диапазоне и в других диапазонах невидимые оптическим телескопом.
Валерий еще раз перепроверил свои расчеты. Откашлялся и набрал номер Николая Ивановича.
– А, Валера привет! Давненько не звонил. Посчитал траекторию?
– Да, но у меня тут понимаете есть некоторые наблюдения как вам сказать я думаю это открытие.
– Да! И что же?
– Звезда.
– Что звезда?
– Звезда вращается вокруг двух черных дыр, которые в свою очередь должны поглощать друг друга. И у звезды есть планетарная система.
Николай Иванович присвистнул. —Ну ты даешь! Уверен, что ты проверил все?
– Да. Не один раз. Точнее 18 раз.
– Ну-ка пришли мне координаты твоей звезды. Если все так это значительное открытие! Это просто трындец какое открытие!
Валерий переслал координаты Николаю Ивановичу и продолжил наблюдение за звездой. Ошибки быть не могло. Судя по флуктуациям в центре находятся две черные дыры. Через миллион лет или даже раньше звезда со своей планетной системой будет в свою очередь поглощена черными дырами. А пока планетная система должна быть относительно стабильна. Если опять же предположить наличие у звезды планетной системы и планеты с сильным магнитным полем, то на небе такой планете должно всегда сиять северное сияние из за излучения черных дыр. Вот бы увидеть это!
Николай Иванович перезвонил на следующий день.
– Ну вот что. Не поздоровавшись начал он. Собирай-ка ты свои монатки и дуй в Новосибирск. Ты теперь штатный сотрудник нашего института. Даю тебе два дня, чтобы уволиться из своего НИИ. Билеты и подъемные тебе принесут завтра утром. В Новосибирске тебя встретят. У встречающего будет табличка с твоим именем. Понял?