Здравствуй, Читатель!
Я журнал, который стал книгой. И мне не терпится познакомиться с тобой.
Мы с автором целый год разбирались со смыслами и сутью изменений. Исследовали связи между развитием внутреннего мира человека и естественными ритмами перемен в природе.
Собрали мысли, практики и подсказки обо всех сторонах изменений в жизни и готовы поделиться ими с тобой.
У нас есть для тебя десять глав. Каждая из них отражает связь изменений в жизни с настроениями сезона: зима, весна, лето и осень.
Читая статьи, выполняя практики и применяя наши советы, ты сможешь легко настроиться на смыслы проживаемых тобой перемен и обретёшь поддержку и уверенность. На самом деле всё просто. Смотри!
1. Декабрь и Январь. Устрой детокс для мозга, перепиши или создай новый сценарий жизни!
2. Февраль. Узнай всю правду о сопротивлении изменениям, самосаботаже и свободе выбора.
3. Март. Прочти про рациональность и интуицию. Как твои мечты связаны с реальностью?
4. Апрель. Сравни мотивы сказок и мифов народов мира со своим личным «Путешествием героя». Оцени качество всех своих «перевалов» в жизни.
5. Май. Можно ли управлять вниманием? Например, когда просто необходимо выйти за рамки привычного.
6. Июнь. Соединись с собственной природой и найди баланс, как в детстве.
7. Июль и Август. Осознай трансформацию как самозабвение и полюби искусство остановки!
8. Сентябрь. Практикуй признание результатов и ощути преображение!
9. Октябрь. Всё о кризисе самоидентификации и том, как стать по-настоящему взрослым.
10. Ноябрь. Посмотри вглубь себя, выдохни всё лишнее и подведи итоги!
Читать можно с любого места, которое откликается сильнее всего. Скорее переверни страницу!
Эта книга родилась в знак благодарности моим постоянным подписчикам, поддержавшим проект издания одноимённого он-лайн журнала «На самом деле»1 Не имея ни малейшего представления о том, что я напишу для них в течение года, эти люди просто поверили в идею и сделали большой подарок, прежде всего, мне, а также всем тем, кто читает общедоступные материалы журнала.
Теперь моя очередь. Все постоянные спонсоры проекта получат печатную версию издания в подарок!
Книга обрела выразительность и неповторимое «лицо» благодаря таланту иллюстратора Анастасии Черкасовой. Спасибо!
Также я хочу выразить глубокую признательность моим родным и близким, создающим максимально комфортные условия для моего творчества.
Декабрь 2018 * Время для чтения ±20 минут
Фото: Nitish Meena
ЧТО ЕСЛИ У КАЖДОЙ ЖИЗНИ ЕСТЬ СЦЕНАРИЙ?
ЧТО ЕСЛИ СЦЕНАРИЙ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ?
В детстве это не проблема. Можно начинать каждый день с чистого листа. Помните? Как это здорово – пробовать и не доводить до конца. Ну или быстро менять направление движения. Хотя бы иногда.
В третьем классе мама сказала мне: «Так. Будем ходить в бассейн. Поэтому длинные волосы лучше подстричь – проще сушить и не заболеешь зимой». Предполагалось, видимо, что мама занята, и я одна буду из бассейна домой возвращаться. Детям лень сушить волосы, а в мокрой шапке простудиться – сущий пустяк. Не поспоришь.
И хотя плавать пробовала до этого только пару раз в тёплом море у берега, сразу представила, как по-чемпионски обгоняю всех на дорожке. Телевизор тогда безостановочно вещал о наших великих победах во всех видах спорта. Особенно в фигурном катании, хоккее и, конечно, в плавании. Поэтому безоговорочно согласилась сменить свой пушистый хвост по пояс на короткий сессон.
Буквально на следующий день в музыкальной школе на уроке сольфеджио встретила мало знакомую, но как-то сразу ставшую близкой по духу девочку, которая меня прямо спросила: «Хочешь со мной акробатикой заниматься?» Я не знала, что такое акробатика и где ей занимаются, но мне очень хотелось с этой девочкой ещё раз встретиться. Она была незабываемая: весёлая, умная, а ещё научила меня в тот день петь песенку на французском языке:
Mon père m’a donné un mari
Mon Dieu, quel homme qu’il est petit!
Ну кто тут устоит? Маме я сказала, что в бассейн не пойду, и она отвела меня в акробатическую студию «народного цирка», в которой я так и застряла на пять лет. А «француженка» моя через пару дней исчезла. Передумала… Впрочем, и в музыкалке она больше не появлялась. Я, может быть, тоже бы бросила. И акробатику, и музыку. Но акробатику я любила, потому что очень гибкой оказалась, и мне там всё просто давалось. А по музыке у меня были договорённости с мамой. Я обещала ей отлично закончить все семь классов фортепиано, иначе не было смысла пианино покупать. Так мама мне в шесть лет объяснила, когда я опять же за компанию с лучшей подружкой решила в музыкальную школу «сходить». В четвёртом классе хотела бросить, но мне напомнили, что «уговор дороже денег». Так что пришлось от звонка до звонка, как говорится, оттрубить.
А дальше? А дальше я научилась давать сложно выполнимые обещания и быть выносливой на длинных дистанциях. И очень долго это мне помогало: поступить с первого раза без блата и учиться в одном из самых престижных ВУЗов, быть там лучшей на протяжении пяти лет учёбы и заслужить стажировку в университете Гейдельберга. Потом после двух лет полного перерыва языковой практики легко нашла высокооплачиваемую работу в новой сфере деятельности – гостиничном и позже туристическом бизнесе, сделала там карьеру и даже создала свой собственный консалтинговый и образовательный бизнес. А потом та же история про обещания и длинные дистанции стала выходить мне боком. Все партнёры казались очень близкими людьми, и я раздавала им обещания длиною в жизнь. А жизнь вносила коррективы, которые я упорно не хотела замечать, потому что «договор дороже денег».
Думаю, что и у вас есть истории, похожие на мою. Сначала мы их создаём, вольно или невольно. А потом они правят нами по своему образу и подобию. Можно и не заметить, как это происходит. Или удивляться и сетовать на проблемы: «Что же это такое?!» Воистину: «Хотели как лучше, получилось как всегда».
Вот как только то, что всегда работало, даёт первые сбои, самое время обратиться к своему сценарию жизни и, при необходимости, его переписать. Собственноручно. Literally2.
Наши истории начинаются в детстве. Все мы, изучая себя и окружающий мир, делимся сначала с самыми близкими, а потом с друзьями тем, что узнаём, что запомнили и уяснили. Профессор Гарварда Джером Брунер первым ввёл понятие «истории» или нарратива в контекст психологических исследований, в частности изучая то, как устроена память. По факту мы запоминаем даже не сами события, а то, чему по ходу научились, постоянно пересказывая полученный опыт себе и другим. При этом мы фокусируемся на определённых деталях, делаем выводы, сгущаем одни краски и, наоборот, растворяем другие. В итоге события превращаются в интерпретации, мифы и именно в таком виде оседают в памяти, чтобы структурировать переживания и саму реальность. В личных историях, отстроенных и ясных, мы чувствуем себя в безопасности, даже если в них присутствуют негативные ощущения.