Робер Очкур - На секретной службе Его Величества. История Сыскной полиции

На секретной службе Его Величества. История Сыскной полиции
Название: На секретной службе Его Величества. История Сыскной полиции
Автор:
Жанры: История России | Юриспруденция | Военное дело / спецслужбы
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2019
О чем книга "На секретной службе Его Величества. История Сыскной полиции"

Это книга о Санкт-Петербургской Сыскной полиции, об истории ее создания, о громких преступлениях прошлого и их раскрытии, о том, как развивалось благородное дело сыска со времен учреждения в 60-х годах XIX века отдельной организации и до ее преобразования в Петроградское столичное управление уголовного розыска в 1917 году.

Но самое главное, это книга о людях, о тех, кто служил в Сыскной полиции и расскажет о ней подлинные истории, которые приводятся на основе ранее практически не публиковавшихся материалов, в том числе секретных архивов Сыскной полиции и III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, Охранного отделения, редчайших воспоминаниях очевидцев и участников событий.

Бесплатно читать онлайн На секретной службе Его Величества. История Сыскной полиции


© ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2019

* * *

Предисловие

«По своей идее и внешним условиям профессия сыска настолько трудна и сложна, что требует от каждого работающего на этом поприще редкой выносливости, хладнокровия, находчивости, постоянной бдительности, а также сильного умственного напряжения и готовности в любой момент стать лицом к лицу с опасными преступниками» – так кратко и емко охарактеризовал в начале 1916 года профессию сыщика градоначальник Санкт-Петербурга, князь Александр Николаевич Оболенский.

Князь Оболенский являлся одним из немногих людей в Российской империи, кто в полной мере представлял сложности и опасности работы сыщика, поскольку именно ему, столичному градоначальнику, подчинялся глава Сыскной полиции, руководивший первым специализированным розыскным подразделением полиции в России.

Это книга о Санкт-Петербургской Сыскной полиции, об истории ее создания, о громких преступлениях прошлого и их раскрытии, о том, как развивалось благородное дело сыска со времен учреждения в 60-х годах XIX века отдельной организации и до ее преобразования в Петроградское столичное управление уголовного розыска в 1917 году.

Но самое главное, это книга о людях, о тех, кто служил в Сыскной полиции и расскажет о ней подлинные истории, которые приводятся на основе ранее практически не публиковавшихся материалов, в том числе секретных архивов Сыскной полиции и III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, Охранного отделения, редчайших воспоминаниях очевидцев и участников событий.

Представленные в книге документы позволят убедиться, что создание Сыскной полиции в Санкт-Петербурге должно нами, современниками, восприниматься как предмет национальной гордости.

В текстах документов сохранены стилистические, орфографические и пунктуационные особенности языка оригиналов; все даты даны по старому стилю.

Выражаю глубокую благодарность Дмитрию Владимировичу Кудрявцеву за помощь, оказанную им в работе над этой книгой.

«И кто дойдут до пытки, тех и пытать»

В канун празднования 200-летия Санкт-Петербурга по распоряжению и указаниям петербургского градоначальника Н. В. Клейгельса был издан иллюстрированный исторический очерк «С.-Петербургская Столичная Полиция и Градоначальство 1703–1903», в первых строчках которого говорится, что петербургская полиция получила свое начало одновременно с основанием столицы, 16 мая 1703 года, в Троицын день на берегу реки Невы на территории Ингерманландской провинции, управляемой генерал-губернатором князем Меншиковым. Своему подвижнику царь Петр I поручил наблюдение за устройством Санкт-Петербурга и учреждение в нем порядка. Александр Данилович Меншиков и создал первые подразделения по охране общественного порядка в новой столице – караулы и заставы, – руководствуясь «Наказами Воеводам», данными Ярославскому воеводе 13 октября 1698 года, Новгородскому – 28 декабря 1699 года, Астраханскому – 30 мая 1700 года, Владимирскому – 21 февраля 1701 года[1].

В наказе Ярославскому воеводе Степану Траханиотову «Об управлении казенными и земскими делами» имелись некоторые указания и чисто полицейского характера, например: «Да и того беречь накрепко, чтоб в городе, на посаде и в уезде во всех станах и в волостях и в селах и в деревнях разбоев и татьбы и грабежу и убийства и корчем и блядни и зерни и табаку ни у кого не было; а которые люди учнут каким воровством воровать, грабить, разбивать и красть или иным каким воровством промышлять и корчмы и блядни и зернь и табак у себя держать: и тех воров служилым людям велеть имать и приводить к себе в Ярославль и сыскивать про их воровство всякими сыски накрепко, а по сыску чинить им Великого Государя указ, кто чего доведется, и писать о том к Великому Государю к Москве, а отписки велеть подавать в Розряд Боярину Тихону Никитичу Стрешневу с товарищи»[2].

«Приведение в благоустройство новой столицы было делом нелегким, – сообщается далее в юбилейном очерке. – Петербург того времени представлял собой окруженное лесами болото, среди которого пролегали местами непроходимые от грязи и ночью совершенно темные улицы с разбросанными на обширном пространстве наскоро сколоченными хижинами. Состав населения, доходившего до тридцати пяти тысяч человек, был самый разнообразный: рабочие и мастеровые со всех концов России, мелкие торговцы, солдаты, иностранные шкиперы и матросы, колонисты, разношерстный сброд, искавший заработка и наживы. Пьянство, разврат, воровство, насилия всякого рода и грабежи были обычным явлением».

Генерал-губернатор Санкт-Петербурга князь Меншиков, часто сопровождавший Петра I в его деловых поездках, не всегда мог участвовать в управлении городом. Сохранение порядка в столице требовало особой бдительности, нужен был человек с твердой рукой и железной волей. Такие качества в полной мере совмещал в себе генерал-адъютант Антон Мануилович Девиер, на котором и остановил Петр I свой выбор. 27 мая 1718 года, устанавливая новые правила полицейской службы в столице, Петр I дал следующий указ Сенату: «Господа Сенат! Определили мы для лучших порядков в сем городе Генерал-Полицмейстера, которым назначили нашего генерал-адъютанта Девиера, и дали пункты, как ему врученное дело управлять. И ежели против оных пунктов чего от вас требовать будет, то чините. Также всем жителям здешним велите публиковать, дабы неведением никто не отговаривался. Петр».

Возлагая на Девиера исполнение обязанностей главного полицейместера, Петр I вручил ему особую инструкцию, где в тринадцати пунктах изложил главные направления работы городской полиции:

«1) Смотреть, чтобы все строение было регулярно построено по Его Царского Величества указу; печи, камели и трубы печные были бы также по указу, чтобы никакое строение за линию не выходило; чтобы улицы и переулки были равны и изрядны.

2) Чтобы берега рек и протоков, а также сточные канавы были хорошо украшены, дабы весною и в дожди землею их не заносило, и чтобы вода нигде не останавливалась.

3) Чтобы улицы и переулки содержались в чистоте, были бы сухи и чтобы проезд по ним был нетруден.

4) Чтобы шалашей по проезжим дорогам и у мостов близко не ставили и покрывали бы их холстом, а не рогожами и т. п.

5) Чтобы торговцы не продавали съестных припасов недоброкачественных, а тем более вредных для здоровья. Чтобы меры и весы были верные, и чтобы цены на съестные припасы объявлялись умеренные.

6) Наблюдать за чистотою улиц, переулков, рядов и мостов и каждому жителю поставить в обязанность держать в чистоте улицу пред своим двором, убирать сор и отвозить его в указанное место, но отнюдь не на реку; виновных подвергать жестокому штрафу.


С этой книгой читают
Монография посвящена историко-архитектурному описанию монастырских комплексов Московского Кремля, являющегося результатом многолетних исследований автора. Монастыри в Кремле всегда выполняли множество различных функций – духовных, представительских и других, очень важных для столичного города огромного государства. Кроме того, монастырские комплексы были самостоятельными замкнутыми архитектурно-пространственными объектами и имели специфические ос
Настоящее издание посвящено истории польской диаспоры в Тобольске – от первых упоминаний о появлении поляков в Сибири в конце XVI века до середины 20-х годов XX века. Используя архивные материалы, автор восстанавливает историю создания римско-католического прихода в Сибири. Книга адресована широкому кругу читателей.
С историческим повествованием И. А. Гончарова «Фрегат «Паллада» книга имеет лишь общие сюжет и персонажей. Автор проделал маршрут «Паллады» 1853 года заново в 1967 году и заполнил содержание отчёта царского секретаря вновь открывшимися реальными обстоятельствами, документами. Цензура самодержавия об упомянутых фактах попросту умалчивала. Это прежде всего каторжное отношение к нижним чинам, неимоверные условия содержания, быта команды. Офицерский
Несмотря на то, что Балтийское море, кажется нам изученным и обследованным, это не спасло моряков русского парусного флота от многих катастроф в его водах. Драма линейного корабля «Вячеслав» и трагедия фрегата «Поллюкс», жуткая тайна русского "Корабля мертвых" обнаруженного у берега Кронштадта, пожар линейного корабля "Фершампенуаз", и взрыв клипера "Пластун", ужас гибели моряков линейного корабля "Лефорт", их жен и детей. Об этих и других малоиз
Чтение научной литературы сродни консультации, полученной напрямую от профессионала, без лишних свидетелей или эмоционального внушения. В основу рассказа «Встречи продолжаются» я положила сценарий, или структуру, психологической консультации, личной встречи, в несколько преувеличенном контексте. Символичен конец, с намеками на взаимопроникновение, но и в другом понимании тоже может интерпретироваться, как достигнутый результат, или оказанная помо
Вторая книга интеллектуальной прозы Мартина Гала представляет творчество автора в совершенно неожиданном аспекте. Три «маленькие повести» и пьеса, которые составляют книгу, объединены не механически, а составляют смысловую мозаику судьбы как метафизического понятия. Читатель, оказавшийся внутри «Перекрестка», не может найти верного пути, сомневается во всем, даже в собственной реальности, когда обретает судьбу героя «Первой смерти». Повесть «Час
Бисмарку приписывают фразу о том, что Пруссия своей победой над врагом обязана школьному учителю. Так или иначе, с этим не поспоришь: германская нация ковалась тысячами школьных учителей, трудившимися над умами и душами немецких школьников. Егор Холмогоров, «публицист, политический деятель, консервативный идеолог, русский националист», в своей новой книге, соединившей в себе размышления о русской литературе, истории и будущем России, заставляет п
Известный оператор-постановщик Анатолий Заболоцкий рассказывает о линии своей судьбы. Каким путем божественная воля ввела человека, появившегося на свет в дремучем углу Сибири на берегу Енисея, увлечься «мотыльковым искусством» кино, пробиться в профессии, и снять 15 художественных фильмов на самых престижных киностудиях страны – «Беларусьфильм», «Мосфильм», Студия им. Горького, «Ленфильм», «Таллинфильм» и др. Автор освещает процесс рождения филь