УДК 327
ББК 66.4
Б 33
Башук О. Н.
Национальные интересы во внешней политике современных западных государств: Монография / О. Н. Башук. – [б. м.]: Издательские решения, 2023. – 66 с.
Монографическое исследование кандидата социологических наук, советника государственной гражданской службы Российской Федерации второго класса О. Н. Башука является результатом многолетней работы и посвящено анализу детерминант, концептуального содержания и особенностей практической внешнеполитической реализации национальных интересов современных западных государств.
Для специалистов-обществоведов, преподавателей, аспирантов и студентов.
УДК 327
ББК 66.4
© О. Н. БАШУК, 2023
Современные международные отношения характеризуются ожесточённым противостоянием между Западом и Востоком. Оно проявляется как в форме «жёсткого» и «горячего» противостояния в ходе вооружённых конфликтов в различных регионах мира, так и во многих разновидностях «мягкого», «холодного» противостояния в ходе реализации политики «мягкой силы» и «информационного противоборства». Понимание детерминант, концептуального содержания и особенностей практической внешнеполитической реализации национальных интересов западных государств как одной из сторон современного геополитического противостояния является важной научной проблемой.
Именно национальные, национально-государственные интересы, и в объективном, и в субъективном проявлении, как когда-то обоснованно констатировал основоположник политического реализма Ганс Моргентау, выступают в качестве фундамента внешнеполитического поведения государств, формируют современные международные отношения. Понимание, формулирование и концептуализация национальных интересов обусловливают их реализацию во внешнеполитических решениях по поводу конкретных стран, непосредственно влияющую на двусторонние и многосторонние отношения.
Предметом особого научного внимания, в данном контексте, выступают национальные интересы Соединённых Штатов Америки и Федеративной Республики Германия. Несмотря на очевидную утрату США статуса главного центра силы в международных отношениях в XXI веке, они остаются значимым актором на международной арене, оказывают серьёзное влияние на другие страны.
В том числе, на «евроатлантических» партнёров. Идея евроатлантизма (трансатлантизма), восходящая к геополитическим трудам Хэлфорда Маккиндера, нашла отражение в союзничестве США с Великобританией и Францией в борьбе с нацистской Германией в период Второй мировой войны. К концу 1940-х годов геополитическая доктрина евроатлантизма привела к созданию военно-политического блока НАТО (Организации Североатлантического договора, Североатлантического альянса) и других евроатлантических институциональных структур, реализации плана Маршалла – а в целом, к политическому, экономическому и военному сближению государств Северной Америки и западной Европы.
После поражения во Второй мировой войне Германия была разделена на оккупационные зоны и не имела внешнеполитической независимости. Однако дальнейшее развитие событий привело к возникновению ФРГ и ГДР, интеграции ФРГ в НАТО и другие евроатлантические институциональные структуры, а ГДР – в Организацию Варшавского Договора и другие структуры социалистического лагеря. После «немецкого воссоединения» и подписания Маастрихтского договора в начале 1990-х годов ФРГ становится одним из лидеров Европейского союза и значимым актором европейских и евроатлантических отношений. Балансирование между европеизмом собственных национальных интересов и евроатлантизмом как опорой на западную трансатлантистскую солидарность сегодня в значительной степени определяют внешнеполитические решения ФРГ.
Принятие внешнеполитических решений в современных западных государствах осуществляется на нескольких уровнях, прежде всего, национальном и наднациональном, каждый из которых имеет собственные детерминанты и заинтересованных акторов. Уровни и механизмы принятия внешнеполитических решений, их обусловленность, предсказуемость и закономерности развития, в том числе и особенно, по отношению к России, в условиях острого геополитического противостояния Запада и Востока становится предметом особого политологического внимания.
ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВ
Истоки понятия «национальные интересы» можно проследить, начиная с глубокой древности. В процессах формирования суверенных государств оно начинает использоваться правящими элитами для объединения подданных перед лицом внешнего противника, служит оправданием завоевательных походов, выступает побудительным мотивом династических браков. Наиболее лаконично, но при этом полно и глубоко впоследствии это было выражено известной формулой: «Князья командуют народами, но князьями командуют интересы», автором которой считается герцог Де Роган1.
Данное понятие описывается ещё в V в. до н. э. Фукидидом в его «Истории», где он рассматривает интересы в качестве основы взаимоотношений Афин и Спарты и поведения их союзников в ходе Пелопонесской войны. Позднее концепция «национального интереса» получила развитие в трудах таких великих мыслителей и политических деятелей, как Никколо Макиавелли, Жан Боден, Генри Болингброк. Резюмируя уже весьма развитое, на тот момент, учение об интересах отдельных государств, Вольтер писал: «Государственный интерес – вот суверенная мудрость королей»2.
В наши дни понятие «национальные интересы» широко обсуждается исследователями и политическими деятелями, журналистами и военачальниками. Ему придаётся ключевое значение во внешнеполитических доктринах государств и концепциях национальной безопасности, в выстраивании логических связей, целью которых является нахождение причин и следствий на международной арене. Эксперты в области международных отношений формируют свои прогнозы, основываясь на данной категории, ссылаясь на неё как исходный принцип выявления главных угроз суверенитету и территориальной целостности, определения приоритетов внешней политики, выработки оборонительной стратегии и экономического процветания3.
Национальные интересы формируются руководящими элитами государств как реакция на широкий спектр проблем и вызовов, с которыми сталкивается государство на пути своего существования. Они являются квинтэссенцией потребностей страны, выступают непременным условием её существования и деятельности. Так как интересы разрабатываются при одновременном учёте структуры международных отношений и контекста событий на международной арене, имеет смысл описать данную категорию как субъективно-объективную.