Людвиг Мизес - Нация, государство и экономика. О политике и истории нашего времени

Нация, государство и экономика. О политике и истории нашего времени
Название: Нация, государство и экономика. О политике и истории нашего времени
Автор:
Жанры: Национальная политика | Зарубежная публицистика | Зарубежная образовательная литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "Нация, государство и экономика. О политике и истории нашего времени"

В 1919 г., сразу после своей последней командировки на фронт, где он служил командиром артиллерийской батареи, Людвиг фон Мизес решил исследовать причины и последствия войны, разрушившей старую Европу. Первоначально автор хотел назвать эту книгу «Империализм»: она состоит из трех очерков по теории империализма, иллюстрируемой на примерах из истории Германии и Австро-Венгрии. В первой главе для объяснения германского империализма, в котором он видел главную причину войны, Мизес провел анализ «политической экономии наций». Во второй главе критикуется мнимая благотворность немецкого военного социализма, а в третьей препарируется история и политика немецких социал-демократов.

Несмотря на специфическую природу обсуждаемых исторических событий, все положения и оценки, выдвигаемые автором, для многих стран становятся только актуальнее. Как и предполагал историк Рудольф Зигхардт в 1932 г., спустя сто лет Австро-Венгерская империя стала «мертвой буквой» и все ее битвы и страдания для современных людей не значат ничего, но проблемы, которые так мучительно пыталась решить эта империя, остались нерешенными. Они вновь и вновь возникают повсюду в мире, и еще долго будут занимать умы везде, где национальные меньшинства борются за продолжение существования своей культуры, или, точнее, по Мизесу, где в условиях массовой демократии и всеобъемлющего вмешательства государства в экономику ограничиваются права меньшинств пользоваться родным языком в политической жизни.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Нация, государство и экономика. О политике и истории нашего времени


В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.



© Куряев А. В., 2024

Предисловие переводчика

Людвиг фон Мизес написал книгу «Нация, государство и экономика» в том же 1919 г., в котором Джон Мэйнард Кейнс написал книгу «Экономические последствия мира»>1, ставшую более известным диагнозом и одновременно рецептом для послевоенной экономической ситуации. Мизес, писавший свою работу на несколько месяцев раньше, по-видимому, имел менее детальное представление о Версальском мирном договоре и поэтому реже касается его конкретных положений. В отличие от Мизеса Кейнс более подробно оценивает такие аспекты, как материальное благосостояние воевавших сторон, масштаб причиненных разрушений, а также возможности немцев по выплате репараций. Его угол зрения более узок, нежели у Мизеса, который рассматривал свой анализ как некий частный случай приложения уроков, извлеченных из истории и экономической теории.

В целом же у двух книг много общего. В обеих сравнивается экономическая ситуация до и после войны. Оба автора признают, что экономическое процветание любой страны скорее способствует, нежели препятствует процветанию других стран. Оба понимают, насколько основательно уровень жизни в Европе, и особенно в Германии, зависел от международной торговли, и сожалеют о возникших препятствиях на ее пути. Оба по-своему – верно или нет – воспринимают проблему перенаселенности в Европе, и в частности в Германии, и приводят некоторые не слишком оптимистичные суждения о возможностях эмиграции в качестве способа решения проблемы. Мизес даже высказывает сожаление по поводу тех упущенных Германией возможностей, которые, по-видимому, были у нее в XIX в., приобрести пригодные для заселения заморские территории мирным путем. [1]

Оба автора в той или иной степени исходят из того, что ответственность за начало войны в значительной мере несут правящий класс Германии и определенные сегменты общественного мнения. Исследуя интеллектуальную и идеологическую подоплеку немецкого милитаризма, Мизес оперирует данными истории, политики, социологии, психологии и других дисциплин. Кейнс прибегает еще и к психологии. Заслуженное признание получил его анализ характера и личности Вудро Вильсона, и, кроме того, он нелицеприятно высказался по поводу аморальности избирательной кампании Ллойда Джорджа, проходившей в декабре 1918 г. под лозунгом «Кайзера – на виселицу».

И Мизес, и Кейнс обращают особое внимание на то, в какой степени ослабление национальной валюты вызывает распад общества и экономики. Кейнс подтверждает приписываемое Ленину высказывание о наилучшем способе разрушить капиталистическую систему. «Ленин, без сомнения, прав. Не может быть более хитрого, более верного средства для того, чтобы опрокинуть основу общества, чем расстройство денежного обращения. Процесс направляет все скрытые силы экономического закона в сторону разрушения и делает это так, что ни один человек из миллиона не в силах отыскать корень зла»[2]. Кейнс предостерегает против опрометчивых обвинений в адрес «спекулянтов»[3], а Мизес, в свою очередь, признает конструктивную функцию прибыли даже во время войны. Мизес объясняет, каким образом инфляция подрывает важнейшие функции, выполняемые бухгалтерским учетом. Кейнс и Мизес продемонстрировали пророческий дар, когда писали еще за четыре года до того, как гиперинфляционное обесценение немецкой марки ярко высветило те моменты, на которые они указывали.

В книге Кейнса нет ни малейших признаков антикапитализма или поддержки всестороннего государственного вмешательства в экономику. Мизес уделил этим вопросам особое внимание. Он указал на некоторые слабые места социализма, хотя еще не сформулировал свое более позднее доказательство невозможности осуществления точного экономического расчета при социализме.

В упомянутых выше книгах Кейнс и Мизес демонстрируют аналитический подход в диагнозах и гуманистический подход в рекомендациях. Оба они были настроены пессимистично в отношении экономической ситуации на европейском континенте, по крайней мере на ближайший период. Оба возражали против мстительного мирного договора, хорошо известны предупреждения Кейнса относительно репараций. Остается лишь сожалеть о том, что слава Кейнса не переросла в более ощутимое подлинное влияние, а также о том, что книга Мизеса тогда же не стала доступной англоговорящей аудитории. Вот если бы эти двое могли объединить свои усилия!

Книга Мизеса иллюстрирует различия между политико-экономическими принципами консерватизма и либерализма (либерализма в европейском и этимологически точном смысле слова). Мизес подчеркнуто не являлся консерватором. В его книге неоднократно делаются выпады против политичеких и экономических привилегий. Он отстаивает политическую демократию, а вместе с ней и экономику свободного рынка. Он восхищается демократическими революциями, направленными против наследственных и авторитарных режимов; он сочувствует движениям за национальное освобождение и единство. Как объясняет Мизес, либеральный национализм – в полную противоположность милитаристическому и империалистическому национализму – вполне может являться достойной уважения позицией и служить оплотом мира. Разные народы должны иметь возможность уважать и – если слегка интерпретировать – даже разделять гордость друг друга за свою культуру и историю. (Я полагаю, что могу понять то, что Мизес имел в виду, вспоминая свои ощущения при поездке в Италию в 1961 г. во время торжеств и выставок, приуроченных к столетней годовщине основания итальянского королевства. Как заметил мой спутник по той поездке, он практически ощутил себя патриотом Италии.)

Преданность Мизеса политической демократии окрашена трогательной наивностью. Некоторые отрывки из его книги наводят на мысль о том, что он с трудом мог бы себе вообразить, насколько люди, имея возможность править через свободно избираемых представителей, будут ошибаться при выборе политиков и политических установок, которые должны служить их подлинным общим интересам. Подобный оптимизм нисколько его не дискредитирует. Он лишь подчеркивает искренность его либерализма. Этот оптимизм напоминает нам о том, что книга написана более 60 лет назад, еще до последующего накопления отрезвляющего опыта демократического правления. Мизес писал еще до разработки теории общественного выбора, т. е. применения экономического анализа и методологического индивидуализма для понимания механизма государственного управления и его провалов, сопоставимых с широко разрекламированными провалами рынка (фрагментированные и неточные сравнения затрат и результатов, внешние эффекты и т. п.). Однако в том, что касается опыта и результатов политического анализа, уже наличествовавших в 1919 г., Мизес, безусловно, не был наивен. Напротив, в некоторых наиболее проницательных частях его книги анализируются препятствия на пути развития демократии в Германии и Австрии. Мизес понимал особую важность национального и языкового вопросов для этих двух многоязычных империй. Он не оставил досконального экономического и психологического анализа государственной власти, тем не менее в этой и последующих своих книгах сделал первые впечатляющие шаги на этом пути


С этой книгой читают
В настоящем томе собраны все посвященные теории денег работы Людвига фон Мизеса (1881–1973). В книге «Теория денег и фидуциарных средств обращения» (1912) автор, в частности, интегрировал теорию предельной полезности и теорию денег, решив фундаментальную экономико-теоретическую проблему, которая до него считалась неразрешимой. Это решение он положил в основание теории ценности денег, трактуемых как самостоятельный класс товаров (наряду с предмета
В серии монографий и статей, опубликованных с 1922 по 1929 г. Л. фон Мизес провел всесторонний анализ проблем общественного сотрудничества. В них рассмотрены все теоретически представимые системы сотрудничества – социализм, либерализм и интервенционизм (государственное вмешательство в экономику) – и оценивались их осуществимость и эффективность. В настоящем сборнике представлены серия статей, опубликованных в 1923—1929 гг., и монография, написанн
В книге представлена неотразимая критика политических, социальных и экономических идеологий, определявших историю Западной Европы и США в течение последних 200 лет. Автор подробно анализирует, как в специфических исторических и географических обстоятельствах в Германии эти идеологии (этатизм и национализм) породили стремление к автаркии и завоеванию требующегося для этого «жизненного пространства», став причиной Второй мировой войны, а также как
В ходе анализа осуществимости и работоспособности трех мыслимых систем общественного сотрудничества – либерализма, социализма и интервенционизма (совокупности изолированных мер государственного регулирования экономики) Л. фон Мизес выбрал подход, который, по его мнению, «только и делает возможным научное исследование политических вопросов». Теории, разработанные им на основе этого подхода, он считал неопровержимыми.В статьях, включенных в настоящ
Книга охватывает четыре столетия истории народа тверских карел – с момента переселения их в пределы Тверской области и до испытаний последних лет. Автор прослеживает непростую и временами трагическую жизнь карел Тверщины и старается найти ответы на актуальные вызовы времени. Проблемы языка, самоопределения и государственности как никогда остро стоят перед карельским народом, и от выбранных решений будет зависеть ни много ни мало сохранение этноса
Монография вобрала часть многолетних исследований в области поиска исторического пути России, ее национальной идеи, места в мировом сообществе. На основании проведенного анализа четко определен исторический путь России. В рамках историософской и политической национальной идеи российского народа выдвинута наднациональная концепция под общим названием «Мир православный», подразумевающая объединение не менее 360 млн человек. Выработан и предложен ал
Претенциозное название книги представляет написанную мною монографию: «Модель управления устойчивым развитием социально-экономических систем многополярного мира» – научную работу, которая служит альтернативой марксистской концепции общественно-экономических формаций, изложенная Марксом в «Капитале» и других работах. В моей монографии раскрывается механизм организационных процессов в мире, который служит обоснованием разработки модели перехода мир
Узнайте то, о чем вы, возможно, не задумывались. Шагните навстречу тому, к чему вы, возможно, ещё не приближались, сделайте то, чего вы, возможно, ещё не делали. Ради вас, ваших друзей, близких, любимых, ради будущего!Эта маленькая брошюрка поможет вам направить свои мысли в нужное русло.
В книге известного драматурга Святослава Тараховского рассказывается об увлекательной, но полной риска профессии антиквара. Его герои – наши современники, немного безумные, но преданные искусству коллекционеры.Какие только изысканные уродства не размножаются в антикварной тусовке! Подделка, подмена, обман. Зависть, предательство, подлость. Слезы, кровь и смерть.Какие только высокие чувства не восхищают время от времени антикварный мир! Прозрение
Этот короткий рассказ написан мною в 2016-м году.Увы, ничего не изменилось в России за это время (в лучшую сторону). Таких горе-бизнесменов, как мой герой, становится всё больше и больше…
В этом году мы решили провести встречу Нового года по-настоящему необычным образом. В центре внимания нашей новогодней вечеринки окажется известная всем с детства сказка "Красная шапочка". Вас ожидает увлекательное путешествие в мир сказочных героев, полное неожиданных поворотов сюжета и невероятных приключений.Мы приглашаем вас стать свидетелями борьбы Красной шапочки с хитрым Волком, который пытается обманом проникнуть в дом к бабушке и навреди
Вот уже больше десяти лет северный город Камышенск сотрясают жестокие серийные убийства молодых девушек.Лиза, робкая и тихая воспитательница детского дома, возвращаясь поздним вечером домой после тяжелой смены, встречает Яна, грубого, напористого и бесцеремонного мужчину, вспыхнувшая между ними искра мгновенно разгорается в сильное чувство, двукратно помноженное на болезненную зависимость и десятикратно на кипящую страсть. Лиза безоговорочно ему