Минуло три четверти века с начала Великой Отечественной войны, исторической битвы за жизнь и само существование нашего народа.
Время неумолимо, уходят последние участники и свидетели трагических и героических событий войны советского народа с фашистскими захватчиками. С годами ветшают и утрачиваются артефакты, притупляются человеческая память и восприятие событий из прошлого. Затушёвываются в исторической памяти достоверные сведения о фактах и деталях событий начала войны. Тем ценнее становятся документальные свидетельства, сохранившиеся записи и воспоминания непосредственных участников судьбоносных событий нашей истории.
В основу подготовки данной работы легли сохранившиеся в семейных архивах подлинные материалы: письма и рукопись воспоминаний одного из прадедов нынешних школьниц – авторов этого издания, а также рассказы и воспоминания их бабушки о жизненном пути второго прадедушки. Обработка и подготовка материалов для печати выполнена учащимися петербургского лицея.
В первой части сборника представлены фрагменты из рукописи Александра Константиновича Вуса – участника Народного ополчения первых месяцев начала войны. Эти воспоминания посвящены эпизодам самого тяжёлого периода битвы с фашистскими полчищами на подступах к Ленинграду (август – сентябрь 1941 года). Описывается драматизм отчаянного боя артиллеристов, под командой прадеда, с танками и пехотой фашистов на ближнем рубеже обороны города. Этот рубеж проходил в историческом пригороде, на окраине нынешнего города Павловска, и удерживался артиллерийским взводом, сформированным из ополченцев – рабочих завода «Большевик». Приводятся факты из биографии ветерана, повествующие о его жизненном пути в послевоенные годы.
При подготовке первой части сборника были использованы архивные материалы из фондов Краеведческого музея города Павловска и Музея истории Обуховского завода (завода «Большевик» в советское время). Фрагменты текста авторской рукописи ветерана войны сопровождаются большим числом ссылок – комментариев, поясняющих описываемые события и факты, с указанием использованных литературных источников.
Время не сохранило подлинных фотографий, непосредственно отразивших именно те события, которые конкретно описаны прадедом в его рукописи (да и не могло быть «селфи» тех дней). Для иллюстрации событий, описываемых в тексте, для большей наглядности их восприятия составители этого издания подобрали и использовали оригинальные фотографии из архивов военной фотохроники. Такие фотографии имеются в электронных информационных ресурсах свободного доступа.[1] Представляется, что набор этих раритетных и документальных фотографий, сопровождаемый комментариями, созвучными тексту ветеранской рукописи, послужит более целостному восприятию материала данной публикации.
Вторая часть сборника посвящена ещё одному прадеду авторов – составителей публикуемой работы – кадровому советскому офицеру Константину Павловичу Курушову, прошедшему войну, награждённому многими боевыми орденами, а также его семье. Рассказ записан по воспоминаниям его дочери. В качестве иллюстраций использованы подлинные фотографии из семейного альбома.
Небольшое по объёму издание, достоверность собранного и представленного в нём материала, послужит сохранению семейной исторической памяти, будет полезным в учебно-воспитательном аспекте.
Вус Михаил Александрович
к.т.н., дважды лауреат премии Правительства России
Вус Александр Константинович
(1910–1996)
Командир артиллерийского взвода Народного ополчения, участник битвы за Ленинград, Ветеран труда.
Награждён орденами: Красной Звезды, Отечественной войны (II степени) и Знак Почёта; медалями: «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «Ветеран труда».
Страница рукописи воспоминаний Александра Константиновича Вуса
В своих записках мой прадедушка – Александр Константинович Вус (1910–1996) – вспоминает тяжёлое время 1941 года: начало Великой Отечественной войны, организацию Народного ополчения на заводе «Большевик», первые месяцы битвы за Ленинград и бой, в котором он был ранен, но его взвод выполнил боевую задачу, отразив наступление фашистских танков и пехоты.[2]
Медаль «За оборону Ленинграда» – государственная награда СССР для награждения защитников города Ленинграда. Одна из первых советских медалей военного времени
Объявление о начале войны застало меня в аудитории института, на 1-й Красноармейской улице, за подготовкой к сдаче последнего экзамена по баллистике. В 1941 году я был ещё комсомольцем, работал на заводе «Большевик» и учился на вечернем отделении Ленинградского Военно-механического института. В то время на последнем курсе вечернего отделения студенты обучались с отрывом от производства.
После объявления войны мы – студенты последнего курса, окончившие теоретический курс обучения в институте, были направлены для работы на заводы Наркомата, в основном туда, где и работали в период учёбы, с правом защиты дипломного проекта. Я вернулся на завод «Большевик»[3], предполагая, работая на заводе взять реальную тему и защитить дипломный проект.
Но в то время на заводе уже организовывался полк Народного ополчения.[4] При организации полка ощущался недостаток в командном составе. Я же, во время работы на заводе, прошел допризывную подготовку по 120-часовой программе артиллерийского рода войск, а в институте получил теоретическую подготовку по той же специальности.
Придя на завод, я отбросил мечту защиты дипломного проекта и подал заявление для принятия меня в полк Народного ополчения и отправки на фронт. В полку я был назначен командиром артиллерийского взвода.
Во время организации полка рядовой состав в основном находился на казарменном положении, а большинство командного состава – это было связано с работой на заводе – жили у себя дома.
Перед самой войной я жил один на улице Рубинштейна (в центре города); семья: мать и сестра с детьми переехали на место работы мужа сестры, который в 1931 году, как специалист, был откомандирован на укрепление оборонной зоны. (В 1931 году, по указанию Сергея Мироновича Кирова, из Ленинграда было откомандировано тысяча человек – специалистов).
Из-за трёхсменной работы (дежурства на заводе) и пропускного режима по городу в ночное время я, с начала формирования на заводе полка Народного ополчения, ночевал на квартире у товарища по работе, что недалеко от завода.[5] На ночь же 25 июля, по домашним обстоятельствам (для приведения себя в порядок и сдачи в стирку белья) я был вынужден уехать домой в город. Рано утром 26 июля, только что придя из бани и переодевшись в выходной костюм, при выходе из квартиры я встретил нарочного, доставившего мне конверт, в котором находилось предписание срочно прибыть на сборный пункт завода. Закрыв на французский замок комнату, я уехал на завод и больше домой не вернулся…