Зачем написана эта книга?
Привет! Меня зовут Карина, и я Нутрициолог, тренер, куратор здорового образа жизни.
«Мы тебя понимаем, Карина», – звучит из зала общества анонимных нутрициологов, которым с некоторых пор стало стыдно называть себя именно так. Профессию в последнее время позорят и обесценивают авторы сообщений: «А вот я мамочка в декрете и научилась зарабатывать 50 тысяч с малышом на руках». Горе-нутрициологи толкают БАДы, расшифровывают анализы, запрещают людям пить молоко, есть хлеб, смотреть на сладкое и дышать над жареным. От этого членов научного сообщества каждый раз тянет с презрением сплевывать на пол. Но они этого не делают, потому что слишком хорошо воспитаны.
Почему вам надо читать то, что я пишу? Чем я лучше тех, кто хочет заработать на ваших анализах? Просто я обладаю не только экспертностью, но еще и совестью, что, как оказалось, в наше время – большая редкость. В моем профессиональном багаже есть знания об основах нутрициологии, адаптивного питания, о спортивном питании и эргогенных средствах, об эндокринологии в нутрициологии, гормонозаместительной терапии и стероидах. Я изучала основы пищевой химии, женский фитнес (в частности восстановление после родов), методики стретчинга, а также получила образование фитнес-тренера академии профессионалов фитнеса. А еще я «счастливая мамочка двух ангелочков» (нет, боже, спасите) и могу научить вас кормить детей брокколи (зловещий хохот). Ну или хотя бы чем-то кроме макарон.
Так уж вышло, что круг моего общения состоит из доказательных специалистов. Имея совсем небольшой блог, я не так уж и страдаю от его маленькости. Она помогает мне избегать «девятого вала» хейта, который льется на моих коллег-мракоборцев, доказательных медиков и нутрициологов с чувством собственного достоинства. И тем не менее за несколько лет практики мои счастливые подопечные, число которых уже и не сосчитать, сожгли несколько центнеров жира, нарастили десятки килограмм мяса, обзавелись красивой осанкой. А самое крутое – они перестали бояться еды, голодать, срываться и объедаться, получили кучу знаний о том, как сформировать здоровый рацион из любимых продуктов и ни в чем себе не отказывать.
И вот зачем написана эта книга. Чтобы вы тоже перестали бояться.
Может быть, у меня получится немного помочь вам полюбить всю еду, перестать ее делить на вредную и полезную, обвинять во всех смертных грехах, давиться капустным листом, чтобы скинуть праздничные килограммы и перестать жить от «невкусно и грустно» до срыва и обжирания острыми крылышками.
Для начала расскажу немного о себе. Может быть, вы поймете, что мы с вами очень похожи. А даже если и нет, мои идеи и знания могут стать для вас интересным открытием.
На момент написания этих строчек мне стукнуло 33 года. Я практикующий специалист, который успешно мирит людей с едой и делится знаниями с теми, кто хочет учиться. Как я докатилась до жизни такой?
Не хочу вам рассказывать про тяжелое детство и «деревянные игрушки, прибитые к потолку». В нашей стране почти у всех людей плюс-минус моего возраста в детстве происходил какой-то мрак. Многие и вовсе, о ужас, выросли в однополых семьях мама + бабушка, где взрослые еще и были перегружены работой, тянули на себе по три ставки и воспитывали детей как могли. Информации по педагогике и психологии в открытом доступе было очень мало. Воспитание, питание, нормы поведения – все это опиралось на опыт старших. А мир тем временем менялся все стремительнее, и этот опыт становился настолько неактуальным, что теперь многие из нас имеют в телефоне контакты психотерапевта и пару рецептов на успокоительные.
Скажу только, что мое пищевое поведение было сформировано в достаточно спокойном ключе. Несмотря на то, что порой бывало очень трудно, и даже на новый год мы с мамой ели вареную картошку с маслом и солью, в моем детстве никогда не было ограничений типа «это вредно и есть нельзя», «это плохая еда, а вон та хорошая». Скорее «это мы пока купить не можем, так что давай придумаем ужин из того, что есть». Мне повезло, хоть и здоровым наш рацион назвать было сложно. Единственной выросшей из детства проблемой в пищевом поведении оказалось неумение останавливаться, когда я наелась. У нас в семье было правило «Папы Карло» – не оставлять на тарелке ни единой крошки. Мол, иначе могут крысы завестись, как в мультике про Буратино. А еще я не могла остановиться, когда знала, что снова попробую эту еду еще не скоро. Такое было время.
Сейчас времена уже другие и еда стала в десятки раз доступнее. Но люди все еще боятся выкинуть остатки с тарелки, куда положили больше нужного, потому что «деньги ж заплатили», и допихивают все в полный желудок, регулярно переедая. Так делала я, так делал мой бывший муж, так я кормила старшего сына. И однажды докормила до рвоты. Стало очевидно, что я что-то делаю не так, ведь родительская забота не должна доставлять ребенку таких мучений.
Мой сын родился в 2016 году. 1 января 2017-го я вызвала скорую. Причина – ощущение комка в горле, который мешал мне дышать. Мне поставили диагноз послеродовой тиреоидит[1]. Я стала наблюдаться у эндокринолога, а потом и у гинеколога – со вторым карапузом. До этого было даже функциональное питание, и мне не стыдно, все мы, люди науки, когда-то открыто верили в херню.
Изучение питания и воспитания детей сдвинулось с точки «слабоумие и отвага» к поиску всевозможных доказательных специалистов и чтению их трудов, статей, чаще, конечно же, в соцсетях. Я старалась выстраивать рацион по полученным рекомендациям, но очень много моментов упускала из вида, советовала людям брать с меня пример, но зачастую несла наполовину чушь. Я даже пробовала исключить глютен из-за того, что продукты с ним чаще всего имеют высокий гликемический индекс[2]… «слабоумие и отвага» началось уже в моем личном пути как специалиста. Потому что чем больше я узнавала, тем больше хотела знать. Это была любовь…
Родив второго сына, я полезла еще глубже в недра здорового питания. Меня штормило от количества информации, от того, как же это все интересно, а сколько там еще интересного. Я готовила новые блюда, избавлялась от всяких идиотских мифов в голове, расширяла границы сознания, а потом взялась руками за железо в тренажерном зале… и пропала во второй раз. Это были мои инь и ян, борщ и сметана, пиво и рыба – здоровое питание и силовой тренинг. Так, мне кажется, люди находят призвание.
Оно привело меня в научный проект по модификации образа жизни, где я изменилась сама, потом еще год училась дальше, получая кураторские погоны. Сдала кучу тестов, прошла собеседования, но за пару дней до старта потока перестала быть частью команды. Не буду рассказывать, почему, история максимально некрасивая. После этого все думали, что я брошу «заниматься своей фигней».