Прошло более сорока лет с начала проекта по созданию фильма «Великая Отечественная», который демонстрировался в США под названием «Неизвестная война».
Сегодня, когда Великая Отечественная война советского народа с гитлеровским фашизмом и американо-советский фильм о ней для многих американцев (и нашей молодёжи) стали забытыми и опять неизвестными, а холодная война, продолжаясь, грозит перерасти в горячую, назрела необходимость обратиться к памяти не только ушедших и живых создателей картины, но и тех далёких времён. Тогда США и СССР были союзниками в борьбе со страшным врагом – фашизмом, который в ХХI веке принял форму новоявленного нацизма, грозящего человечеству неисчислимыми бедами.
Этот фильм – дитя «разрядки международной напряжённости» и «мирного сосуществования» СССР и США, об истоках и причинах которых мы непременно поговорим.
Этот фильм – зеркало великих событий и подвигов известных и неизвестных героев, солдат Великой Отечественной войны.
Это рассказ об отношениях США и Советского Союза, а также о похожих и/или разных, но истинных, а не выдуманных явлениях и событиях в их истории в ХХ веке, многие из которых американским, да теперь и российским гражданам, как и фильм, неизвестны до сих пор. К таким событиям относится, например, голод, случившийся в США и СССР практически одновременно – в 1932–1933 годах.
Эта книга – рассказ об огромном, порой драматичном труде советских и американских кинематографистов, которые, несмотря на иногда различные взгляды на одни и те же исторические события, сумели создать уникальный фильм.
Что чему в книге служит фоном – повествование об упомянутых событиях или рассказ о создании фильма, – судить читателю.
Хотелось бы верить, что как в своё время фильм, так и эта книга сегодня будут способствовать победе разума. Союзнические отношения во время войны на уровнях глав государств и простых солдат, а также успешная совместная работа американских и советских кинематографистов в мирное время – убедительное доказательство возможности позитивного решения глобальных и локальных проблем.
Одним из главных импульсов к написанию этой книги стал уход из жизни необычного и удивительного человека – Фабиана Могилевского, директора киноэпопеи, памяти которого посвящена эта книга. Многое из его воспоминаний вошло в эту книгу, и он является полноправным её соавтором.
Ф.И. Могилевский был директором кинокартин крупнейших режиссёров страны. Директор – это, прежде всего, орга- низатор сложнейшего съёмочного и творческого процесса, координации и обеспечения слаженной работы всех служб кинопроизводства.
Фильмография Могилевского необычайна по своему количеству и качественному содержанию. Это «Великая трагедия», «И всё-таки я верю», «Каратель», «Москва в нотах», «Помни имя своё», «Два капитана», «Берега в тумане», «Трагедия в стиле рок», «Раскол», «Дневник профессора Готье», «Железный занавес», «100 фильмов о Москве», «Россия в войнах», «Послесловие», «Фронт за линией фронта», «Фронт в тылу врага», «Если дорог тебе твой дом» с участием поэта Симонова, маршалов Жукова, Рокоссовского и Конева и другие достойные кинокартины, вошедшие в золотой фонд советской киноклассики.
Отдельное, особое место в этом ряду занимает работа над американо-советской программой, состоявшей из двадцати фильмов под общим названием «Великая Отечественная». В Америке они демонстрировались как «Неизвестная война». В этих фильмах удалось систематизировать огромное количество киноматериала – более трёх миллионов метров киноплёнки, – отснятого советскими кинооператорами на всех фронтах. Главная ценность этого материала состоит в том, что он документален. Это кадры, сделанные в тяжёлые дни отступления в 1941 году, блокада Ленинграда, победы в Московской битве, в Сталинграде, на Курской дуге и штурм Берлина. На всех фронтах работало 236 кинооператоров, сорок из которых погибли на боевом посту, оставив для Истории бесценные плёнки.
Недавно в Российском государственном архиве социально-политической истории в особых папках Политбюро ЦК ВКП(б) обнаружен такой документ:
29. ХI.41 г.
Разрешить Наркомвнешторгу закупить за границей для Комитета по делам кинематографии при Совнаркоме СССР киноплёнки негативной 300 тыс. метров, киноплёнки позитивной 2,5 млн. метров и высокоактивной желатины 7 тонн на общую сумму 1 млн рублей[1].
Микояну, Большакову, Чадаеву.
Конец ноября, контрнаступление ещё не начиналось, враг рассматривает Москву в бинокли, город на осадном положении, а Политбюро заботится о плёнке, чтобы её до конца войны хватило.
Для того чтобы представить себе объём работ по проекту, достаточно лишь сказать о составе группы создателей фильмов. Это 14 режиссёров во главе с Р.Л. Карменом, 11 авторов текстов, 20 монтажёров, 6 композиторов, включая американца Рода Маккьюэна. Кинодокументалисту Тенгизу Александровичу Семёнову довелось в числе четырнадцати режиссёров работать над этим проектом вместе с Романом Лазаревичем Карменом и завершать работу после его кончины.
Начиная работу над проектом, ни американцы, ни русские не представляли себе, насколько это будет сложно: сознание тех и других было пропитано духом многолетней холодной войны.
Об идее и истории создания фильма
Более сорока лет назад, в 1976 году, в посольство СССР в США обратился президент компании «Airtime International» Фрэд Винер. Он предложил создать вместе с советскими кинодокументалистами фильм о Великой Отечественной войне, остававшейся неизвестной долгие годы для многих американцев, которые не знали, что их старшее поколение принимало участие во Второй мировой войне, в открытии Второго фронта, когда союзники высадились во Франции в 1944 году. События, которые развернулись на Восточном фронте в 1941–1945 годах, для большинства жителей Запада оставались и, к сожалению, до сих пор остаются малоизвестными. О том, что происходило в то же самое время на Западном фронте, жители Востока тоже имеют весьма смутное представление.
В 1976 году Фрэд Винер, американский кинопродюсер, столкнулся с непонятной ситуацией. Американская пресса в пух и прах раскритиковала слова генерала Паттона о том, что после Второй мировой войны мир поделили США и Великобритания.
Ругали его за то, что он не упомянул Советский Союз. «Я задумался, а что такого сделали Советы, что из-за них чуть не пострадал наш знаменитый генерал, – рассказывал Фрэд Винер. – Я учился в колледже, и у меня были друзья учёные. Но, ни я, ни мои друзья ничего не знали о роли СССР во Второй мировой войне».