Сказки про Мика
(Продолжение)
Как-то вечером, уютно устроившись на диване у горящего камина, внук Тимофей с дедом Матвеем смотрели, как огонь, разгораясь, охватывает полено за поленом. Языки пламени, увеличиваясь на глазах, устремлялись к чёрному дымоходу.
Наши герои никак не могли оторвать свои взоры от всполохов пламени и ярко тлеющих углей. Дед Матвей задумчиво сказал:
– Знаешь, Тима, есть такое выражение: на воду и огонь можно смотреть вечно. Вот и мы сейчас смотрим на огонь, не отрывая взгляда. По поверьям коренных народов Сибири, в огне живут огненные саламандры.
– Дедушка, как так может быть? Огонь вон какой злой! Смотри, как он всё съедает, что к нему попадает!
– Что ты, внучек, – ответил дед, – да разве ж огонь злой? Разве без огня смог бы человек пережить суровые зимние ночи? Посмотри, как от него тепло и уютно. Это сейчас все привыкли к лампочкам, а раньше ночью только огонь и давал человеку свет. Сначала это были лучины, потом стали использовать свечи и керосиновые лампы. Ведь электрические светильники и лампочки появились всего сто с небольшим лет назад. Да и разве у нас была бы такая вкусная еда, если бы мы не готовили её при помощи огня? Скажи, как ты относишься к сырым овощам, таким как картофель или свёкла? Это не говоря уже о рыбе и мясе! Нет, без огня нам было бы совсем плохо.
Тима молча смотрел на огонь, а потом сказал:
– Знаешь, наверное, я поспешил с выводами. Без огня мы действительно не сможем жить, – потом снова задумался и вдруг вспомнил: – Дедушка, помнишь, ты мне рассказывал про мышат Мика и Сила? Что же с ними было дальше?
– Конечно, помню. С ними случилось то, что и должно было случиться. На полянке наступила зима.
– Расскажи мне ещё о них, пожалуйста!
– Хорошо. Слушай, что было потом.
Зима, как рассказывал Мику и Силу их отец, всегда приходит неожиданно. Вот так, день за днём, потихоньку-понемножку становилось всё холоднее и холоднее. И вот сегодня – раз! – и всё в снегу. Теперь они в основном передвигались по проложенным ещё летом лабиринтам своих ходов. У них, как и у Бии, к зиме обновилась и стала более тёплой шубка, и даже на сильном морозе было совсем не холодно.
Хоть и не холодно им было, но как-то скучно. Летом делай, что хочешь, веселись и общайся со знакомыми жителями леса. Теперь же кто-то из птиц отправился зимовать в тёплые края, другие друзья-товарищи залезли в норы и даже носа оттуда своего не показывают. Что остаётся делать мышатам? Разве что рыть новые ходы в поисках оставшихся зёрен. Даже вкусные корешки в земле не покопаешь: она замёрзла так, что никакие мышиные коготки теперь её не берут.
Как-то утром к Мику пришёл Сил:
– День добрый, сосед! Чем занимаешься?
– Да тем же, чем и ты. Ничегонеделанием! Вот, сам собирался к тебе в гости, только вот зачем, пока не придумал.
– И у меня всё так же. Слушай, пойдём навестим Бию, а то давно её что-то не видели!
– Действительно, как-то мы про неё забыли. Что ж, пойдём проведаем!
Пробраться сквозь большой слой снега оказалось не так-то просто. Всё же, прокопав длинный тоннель сквозь замёрзшие кристаллики воды, мышата оказались на улице.
Здесь всё было бело. Снег лежал, укрывая землю, ели и сосны. Он даже умудрился примоститься на голых ветвях деревьев, которые к зиме сбросили всю листву. Несильный ветерок поднимал лёгкие снежинки в воздух и, кружа, опускал их на землю.
Откуда-то сверху раздался голос Бии:
– Эй! Привет, лежебоки! Я уже думала, что до самой весны вас не увижу!
– Добрый день! – крикнул в ответ Мик. – Как твои дела?
– Да как они могут быть? Как всегда, скачу с ветки на ветку. Вот недавно путешествовала на другую сторону поляны и принесла оттуда замечательную кедровую шишку из своих запасов. Поднимайтесь скорее, я вас угощу! А то, похоже, вы давно вкусненького не ели!
Мышата по пушистому снегу добрались до сосны, в которой было дупло, и стали карабкаться вверх. Когда до беличьего домика осталось совсем немного, кусок коры, за который держался Сил, оторвался, и мышонок с писком полетел вниз. Бия и Мик, не в силах ничем помочь, с ужасом смотрели, как их товарищ приближается к земле. Ещё мгновение – и над тем местом, куда упал Сил, взвилось облачко снежной пыли, а мышонок исчез. Но через несколько мгновений его мордочка вновь выглянула на поверхность, и он закричал:
– Эй, прыгайте скорее сюда!
Мик недоверчиво спросил:
– Это ещё зачем? Ты хочешь, чтобы и мы разбились тоже?
– Да какой там разбились! Снег такой мягкий, что я даже не почувствовал, как приземлился! Подождите, я сейчас снова к вам залезу и всё продемонстрирую!
Сил выбрался из снега и снова стал карабкаться вверх по сосне.
Бия тихонько сказала Мику:
– Похоже, наш друг действительно сильно стукнулся, если ещё раз хочет прыгнуть. Ведь он не белка-летяга, а мышь! Так ведь можно совсем разбиться!
Но Сил был уже рядом:
– Вы ничего не поняли! Снег такой пушистый, что я даже не почувствовал, как приземлился. Зато так здорово было лететь! Вот, смотрите! – И он, оттолкнувшись, снова прыгнул вниз.
Мик посмотрел на белочку:
– Ну что, Бия, попробуем тоже прыгнуть?
– А что же нам ещё остаётся делать? Вперёд!
Вслед за белкой прыгнул и Мик. Земля стала стремительно приближаться, и в какой-то момент у него захватило дух. Бац! И всё исчезло. Он оказался в толстом снежном покрове, которым была укрыта земля. В какой-то момент мышонку показалось, что он разобьётся, но нежный снег под ним уплотнился, не давая стукнуться о земную твердь. Мик завис в этой снежной пыли, потом быстро заработал лапками и выбрался на поверхность. Рядом с ним высунулись мордочки Бии и Сила. Бия затараторила: