Несбывшаяся мечта (гитара)
Моя мама Фролова Мария Кузьминична, девичья фамилия Усольцева, родилась в 1910 году в селе (деревне) Араксул Тюменская область. Мама была из большой крестьянской семьи. У моих бабушки и дедушки было девятнадцать детей, мама была восемнадцатым ребёнком. В настоящее время я не мог ничего найти о деревне Араксул, даже в Википедии. Только какие-то плохие фотографии, на которых изображены всего несколько домов, разбросанных друг от друга на большие расстояния. Между домами не просматриваются никакие дороги. Деревня, по-моему, вымерла.
Мама рассказывала, что после неё у бабушки родилась ещё девочка и назвали её Галей. Это была моя тётя Галя. Старшую сестру моей мамы звали Нюра, это была моя тётя Нюра. В этой книге в некоторых рассказах я упоминаю сестёр моей мамы, это те из них, с которыми я был лично знаком. В маминой семье было 10 мальчиков и 9 девочек.
Мой отец Фролов Моисей Григорьевич родился в 1906 году в деревне Комисаровка Новосибирской области. Родился в семье потомственных кузнецов. По словам мамы, его дальние предки ещё в XVI веке вели (так сказала моя мама) кузнечное дело и проживали под городом Тула. По истории известно, что Царь Пётр I неоднократно приезжал в Тулу, где в то время была наиболее развита обработка железа – это в интересах вообще хозяйства и оружейного дела. Вот там и работали пращуры отца, и он сам слыл хорошим кузнецом. И вот когда Демидовы (Антуфьевы) по указу царя стали собираться на Урал, то Демидовы набирали к себе на заводы многих тульских мастеров по железу, и тогда предки моего отца попали в этот набор.
Так они оказались сначала на Урале, потом на Алтае, а затем и в Кузбассе.
Потом мои родители оказались в городе Мариинске Кемеровской области и проживали там до 1937 года. Большинство населения города были крестьяне, переселённые в Сибирь из Центральной России. Городок был небольшой и к 1937 году насчитывал примерно одиннадцать тысяч жителей. После Новокузнецка Мариинск считался старейшим городом в Кузбассе. Расположен город на берегу реки Кия, это приток реки Чулым, бассейн реки Оби. На этом месте было основано русское село Кийское в 1698 году. Оно располагалось на главном почтовом Московском тракте. Населённый пункт получил статус города в 1856 году, но в течение всего следующего года сохранял название Кийское. В 1857 году город был переименован в честь императрицы Марии Александровны – жены Александра II.
Летом 1891 года в период строительства Транссибирской магистрали в Томской губернии, Мариинск посетил Николай II, тогда ещё цесаревич. Как попали в этот город мои родители, я не знаю. Как моя семья оказалась там, мама мне не рассказывала. Она вообще неохотно вспоминала о жизни в Мариинске до отъезда в 1937 году.
Семья отца и он сам работали на «тамошних» (так говорила мама) заводах. Работы было мало. Заработки были маленькие. К 1937 году у мамы и моего отца уже была дочь, она родилась в 1931 году. Это была моя сестра Галя. Но вот что-то произошло, и семья решает уехать из города. Мама не рассказывала мне об этом, она не любила говорить об этом. Отец завербовался на работы кузнецом в город Салехард. Мама в это время была в положении, ждали ребёнка. Трудно представить, как нелегко было пуститься в дорогу в её положении. Выехали они из Мариинска в конце марта.
Семья у дедушки и бабушки распалась. Что-то произошло для моих родственников в 1937 году, и все стали уезжать из дома. Некоторые, с которыми я впоследствии был знаком, сёстры и братья мамы осели по рекам нашей России. Это и Иртыш, Обь, Енисей, и города на этих и других реках. Почему-то моя мама никогда не хотела рассказывать о том 1937 годе.
Как только родители приехали в город Тобольск, маме совсем стало плохо. Отец решил дальше пока не ехать. Но где-то надо было жить. Прямо на автовокзале, куда они приехали, он подошёл к билетным кассам и попросил кассира помочь ему найти где-нибудь съёмную комнату. Рассказал кассиру, кто мы, что делаем здесь и что жена его вот-вот должна родить. Кассирша, ещё не старая женщина, предложила ему адрес, где есть свободные комнаты. Она сказала:
– Я живу рядом с домом одной пожилой женщины, она сейчас одна. Её муж и сыновья уехали на заработки в город Тюмень и вернутся только осенью. Зовут её Анна Петровна, наши дома рядом. Я сейчас напишу к ней записку о вас и напишу её адрес. Вечером я после работы зайду к ней, и мы ещё встретимся. Дом её стоит на берегу речки, место хорошее и спокойное. Дом с резными наличниками, вы его сразу узнаете.
Она отдала записку отцу и рассказала, как найти этот дом. И мои родители прямо с автовокзала пошли по этому адресу, что был в записке. Мама рассказывала, что дом они нашли сразу. Постучали в ворота, и на стук ворота открыла ещё не старая женщина и очень удивилась, увидев мою семью. Отец отдал ей записку. Она прочитала записку, ещё раз посмотрела на маму и пригласила идти в дом. Дом был большой, несколько комнат, кухня, и в кухне большая русская печь. Двор был тоже большой, и на дворе стояли два сарая и баня. У бани была куча наколотых дров и целые чурбаки, напиленные от деревьев. В этот день все были в доме и знакомились друг с другом. Утром следующего дня, как рассказывала мама, отец ушёл, сказав, что идёт в речной порт поискать работу. Вернулся только вечером и рассказал маме, что его взяли кузнецом в кузню порта. И самое смешное, говорил он, что его попросили что-то там сковать, как бы испытывая его, и дали ему тридцать минут на выполнение этой работы. А он за эти тридцать минут сделал трое тех изделий, на одно из которых ему дали тридцать минут. После этого на него оформили все документы, и он с завтрашнего утра уже идёт на работу в порт. Даже согласились на его просьбу выдавать ему зарплату каждую неделю, узнав, что он здесь с женой и дочкой. В тот вечер все были рады. Вечером к Анне Петровне зашла и наша помощница кассир с автовокзала.