Владимир Фролов - Описание некоторых моих путешествий по России

Описание некоторых моих путешествий по России
Название: Описание некоторых моих путешествий по России
Автор:
Жанры: Публицистика | Книги о путешествиях
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2019
О чем книга "Описание некоторых моих путешествий по России"

Я родился в Сибири. Первые десять лет с родителями прожил в Обьской-Салехардской тундре в г. Салехарде. Затем восемь лет прожил в тайге в междуречье Оби, Иртыша, Енисея. Природа и народы тех мест – мои родители, они зажгли искру жажды к путешествиям. Эта искра разгорелась пламенем, которое всю жизнь влекло меня к путешествиям. Я побывал почти во всех странах Европы. И, конечно, десятки тысяч километров я прошел, проплыл на байдарках, лодках, проехал на оленях, собаках, лошадях по моей родине – прекрасной России. Эта книга – мой отчет об этих путешествиях. Это мой гимн моей Родине, моему краю, моей России. Мое сердце помнит слова Андрея Дементьева: «Край пронзительно любимый,Ты всегда меня поймешь,Богом данные равниныВ белом пламени берез». Мы все с Вами вышли из этого белого пламени берез.

Бесплатно читать онлайн Описание некоторых моих путешествий по России


Владимир Моисеевич Фролов, прозаик, поэт и резчик


Эвенкия. Подкаменная Тунгуска. На Родине шаманов

Вспоминаются слова одного мудреца:

«На что мы ищем сокровищ для глаз в чужих дальних землях, кои здесь под руками нашими и очами зреть можно».

Дневник путешествия: Город Красноярск, посёлок Ванавара на Подкаменной, Тунгуске, посёлки Байкит, Полигус, Кузьмовка, река Столбовая, посёлки Суломай, Подкаменная Тунгуска и посёлок Бор на Енисее, город Красноярск.

(Прошло 40 лет, прежде чем я записал всё это).

В большой комнате читального зала библиотеки города Красноярска на полу сидел и плакал маленький мальчик. Все, кто был в это время в читальном зале, привстали со своих стульев, чтобы посмотреть, что случилось и кто там плачет. Из всех, кто был здесь, я оказался ближе всего к малышу. Я подошёл к малышу и спросил его: «Что случилось?». Он посмотрел на меня, растёр слёзы кулачком по лицу и сказал» «Мама». Мальчику было года 4. Это был крепкий малыш, лицо его было широкоскулое, загорелое. Волосы чёрные, глаза – как бусинки, с яркими точками зрачков и немного раскосые. Мне показалось, мальчик был не русский, но какой именно национальности – я не мог определить.

Я поднял его с пола, посадил на рядом стоящий стул и спросил: «А где твоя мама?». Он показал мне на стул, на котором сидел, и сказал, что здесь была мама и ушла.

Пока я беседовал с мальчиком, в читальный зал вошла молодая женщина – она быстро, почти бегом, шла в нашу сторону. Как только малыш увидел её, он перестал плакать и, указывая на эту женщину рукой, повеселел: «Вот моя мама!».

Женщина подошла к нам и взволнованно спросила: «Что случилось?». Я рассказал ей. Она взяла сына на руки, села на стул и посадила малыша себе на колени. Не обращая больше на меня внимания, она что-то говорила малышу и гладила его по головке. Речь женщины я не разобрал – язык, на котором, она говорила, был мне незнаком. Но я продолжал стоять рядом и рассматривал женщину. Ей было лет 30. Невысокого роста, крепкая, с такими же чёрными волосами, как у сына, округлым лицом, с чуть выдающимися скулами и раскосыми глазами. Я тогда подумал, что, возможно, женщина – бурятка или хакаска. Она, закончив говорить с сыном, подняла на меня глаза, и как бы оправдываясь, сказала:

– Спасибо, что присмотрели за мальчиком. Он у меня ещё маленький… Я и отошла-то всего на минутку, чтобы сдать книги, которые мы брали для чтения, а там очередь, вот я и задержалась. Придётся сегодня уйти из библиотеки, а то он расстроился, и не отпустит больше меня. Я учительница начальных классов, мы с сыном приехали к родственникам в город. Здесь очень хорошая библиотека – для работы хочу кое-что записать, но вот сегодня малыш расплакался – придётся уйти.

– А на каком языке вы говорили с сыном? – я не справился с любопытством.

– На эвенкийском, – ответила она. – Мы приехали из Ванавары.

Это слово для меня прозвучало как выстрел. Ванавара.

– Знаете, где это? – спросила женщина.

– Нет…

– А знаете, где упал Тунгусский метеорит?

– Да, – ответил я, – на Подкаменной Тунгуске.

– Вот он и упал в 80 километрах от посёлка, где мы живём. Это Ванавара.

И опять это слово пронзило меня.

Потом она собрала со стола листочки, книжки, взяла сына за руку, и они ушли.

Я вернулся за свой стол в читальном зале библиотеки. Я тоже кое-что выписывал из здешних книг по истории города Красноярска. Я сел за стол, но писать почему-то сразу расхотелось.

Ванавара, Ванавара… Это слово я вдруг стал повторять и повторять, и звучало оно, будто боевой клич: Ванавара! Ванавара! Почему-то мне сразу представились всадники Чингисхана, всадники индейцев, несущихся с боевым кличем: «Ванавара! Ванавара!».

Жаль, что я не спросил у той женщины – может, она знает, что значит слово Ванавара на эвенкийском языке. Работать в библиотеке уже не хотелось, и я вышел на улицу. Все следующие дни меня не отпускало ощущение того, что я должен узнать, что такое Ванавара, почему там живут эвенки и как они попали на Подкаменную Тунгуску. И вообще, кто они?

Но прежде, чем продолжить рассказ о моих мучениях, несколько слов о том, как я оказался в городе Красноярске и почему работал в его библиотеке.

Шёл 1968, мне был 31 год. В 1965 году я окончил Казанский авиационный институт и уже пятый год работал в одном из городков Красноярского края. Каждый год, как только позволяло время (был отпуск) и средства, всегда – один или с товарищами – я уходил в путешествия в тайгу. А это Хакассия, Тува, Реки Енисея, Манна, Подкаменная и Нижняя Тунгуски, Ангара, Обской север, Мангазея, Саяны и целый ряд других мест.

Всё моё детство и юность прошли на Севере, в тундре и тайге. Мы с родителями жили в Салехарде, в деревне под Ханты-Мансийском, в Самарово. Я бывал на реке Оби, северном Урале, Иртыше. Тундра и тайга – моя родина, моё детство – никогда они надолго не отпускали меня. Эти места всегда живут в моей душе.

Странно бывает в жизни. Плачущий мальчик в читальном зале библиотеки и незнакомая женщина эвенкийка вдруг задали мне задачу, которая уже много дней волновала меня. Эта же встреча определила маршрут моего нового путешествия – Подкаменная Тунгуска.

Но прежде, чем отправиться в любое путешествие (выйти на маршрут) – пешее или водное, я всегда собирал материалы о том, что я могу встретить на этом маршруте. Материалы о жителях тех мест, об их обычаях и вере, климате, животном и растительном мире, историю этой местности. Кем были первые люди, которые заселяли эти земли, когда они пришли. И всегда открывались такие интересные факты о маршруте путешествия, что если бы я этого не делал, то, наверняка, так и не узнал бы многое о своей Родине и народах, живущих на её громадной территории.

Именно по этой причине я в очередной раз оказался в библиотеке города Красноярска, собирая сведения, материалы по истории города.

Не стали исключением и эти дневниковые записи (которым вот уже 40 лет) об одном из моих путешествий. Прошло 42 года от начала работы над этими дневниками и, конечно, жизнь тех людей, с которыми я встречался, да и места, где это случалось, изменились и, возможно, сейчас всё совсем по-другому. Но в моих записях сохранилось то, что я видел и испытывал более 40 лет назад в путешествии по Подкаменной Тунгуске.

Маршрут проходит по реке Подкаменная Тунгуска. Это будет водный маршрут, который начинается в Ванаваре и заканчивается в устье реки. Мы пойдём на моторной лодке и спустимся вниз настолько, насколько позволит река, время и обстоятельства. По опыту прошлых путешествий по таким рекам, с резким изменением глубин, наличие в реке порогов и шивер, да если мы возьмём лодочный мотор Москва 12, 5, в лодке не должно находиться более 400 кг, с учётом веса снаряжения и веса 2-3 человек. Значит, нас будет трое.


С этой книгой читают
Я родился в Сибири. Первые десять лет с родителями прожил в Обьской-Салехардской тундре в г. Салехарде. Затем, восемь лет прожил в тайге в междуречье Оби, Иртыша, Енисея. Природа, народы тех мест – мои родители заложили искру жажды к путешествиям. Эта искра разгорелась пламенем, которое всю жизнь толкало меня к путешествиям. Я прошел и объехал почти все страны Европы. И, конечно, десятки тысяч километров я прошел, проехал на байдарках, лодках, ол
«Размышления о Будде» отражают напряженные религиозные искания автора. Однако если во всех других известных нам текстах Семенова его религиозные искания остаются в кругу христианской проблематики, здесь они выходят за ее пределы…»
«…Валаам – один из немногих уцелевших в смуте православных монастырей. Заброшенный в вековую глушь Финляндии, он оказался в стороне от большой дороги коммунистического Соловья-Разбойника. И глядишь на него с опаской: не призрак ли? И любишь его, как последний оплот некогда славных воинов молитвы и отречения…»
«Странно, что до сей поры у нас никто ещё не догадался написать книгу об отношении церкви к женщине а ведь женщинам давно следовало бы знать, чем они обязаны религии и церкви, особенно – «православной» христианской…»
«Журнал «За рубежом» ставит своей целью всестороннее освещение быта современной Европы и Америки.Нужно ли что? Безусловно.Наши газеты и журналы достаточно подробно знакомят массового читателя с «внутренней» политикой буржуазных государств, то есть со всеми приёмами и действиями, посредством которых уполномоченные буржуазии специалисты-политики пытаются охранить и укрепить порядок цинической эксплуатации рабочего класса…»
Если однажды вам доведется оказаться в Лондоне посреди шумной Оксфорд-стрит и обнаружить в тротуаре дыру, не спешите проходить мимо! Вдруг в дыре кто-то сидит! Помогите ему выбраться наружу – это может стать началом прекрасной дружбы!Очень быстрая книжка для поднятия настроения. Читаем в транспорте, в обеденный перерыв или в очереди. Несколько минут – и вы снова в отличной форме!
Кто такая Настоящая Женщина? Каждый сможет ответить на этот вопрос по-своему, но только у Юлии Свияш получилось сделать из этого целую книгу. В твоей жизни «что-то не так»? Отношения с мужчинами не складываются? Ты вдруг заметила, что потеряла саму себя? Тебе страшно жить в полную силу? Если ты готова к большим переменам – тебе сюда.
Точка невозврата – это период времени, точка означающая критическую черту или рубеж, после перехода которой невозможно вернуться к исходному состоянию. У каждого из нас в этой жизни есть своя точка невозврата, и увидеть её, почувствовать её всеми фибрами своей души, всеми клеточками своего тела дано не каждому. О своей точке невозврата, о её видении, я попытался рассказать читателям в этом сборнике стихов. Насколько мне это удалось – судить вам.
Если вы любите каламбуры – остроумные шутки, построенные на игре слов и значений, то эта книга именно для вас. В этом произведении автор не просто играет словами на основе классического использования омонимов и паронимов, он изобретает с помощью самых разных фигур речи новые термины и словосочетания и создает из них свой неповторимый, уникальный, эксцентричный мир – мир интеллектуального и черного юмора, мир иронии и сатиры. Книга содержит неценз