Время не стоит на месте, оно семимильными шагами стремительно летит вперед. Еще свежи воспоминания недалеких московских событий, в которых полк принимал непосредственное участие в восстановлении «Конституционного порядка».
1993 год. Осень. Когда после поступления сигнала полк построился на плацу.
Командир полка подполковник Игнатов объяснил поставленную задачу: полк идет на усиление патрульной службы и предотвращения массовых беспорядков, если таковые буду иметь место. Мне и еще нескольким офицерам приказано остаться для несения караульной службы. Часа через четыре из Москвы пришла колонна с приказом взять со складов один комплект боеприпасов, что явно говорило о том, какие дела начинают разворачиваться в столице. А они разворачивались с неимоверной быстротой. В центре города идет по всюду стрельба. Толпы зевак высыпали на улицу, что бы посмотреть на все происходящее и подвергая себя смертельной опасности. В такой неразберихе могло произойти все что угодно. Было много раненых и убитых, морги столицы в эти дни значительно пополнились. Все закончилось, как мы знаем, обстрелом и штурмом «Белого дома».
Благодаря четким и умелым действиям офицерами полка, удалось избежать многих человеческих жертв. Командиру роты капитану Емельянову пришлось лично вести переговоры с генералом Макашовым, что в итоге повлияло на быстрый исход штурма. Для полка итог этих печальных событий обернулось гибелью двух офицеров и пяти солдат, не говоря уже о раненых. Кому нужна была смерть наших братьев по оружию, да и всех погибших, ради чего они сложили головы? Да они выполняли приказ. Но до чего же надо довести страну и людей, если русский стреляет в русского, а армия выступает против своего народа! Никогда не забуду один эпизод. Мы с другом возвращались из Москвы электричкой. Пожилой мужчина, глядя на нашу форму, сказал: “ Что ж вы, сынки, творили в Москве? Так поступали только фашисты!», и, махнув рукой, пошел прочь. Что мы могли ответить старику. Что выполняли приказ, что иного пути разрешения конфликта не было, Да это ли ему надо… Он простой человек, выражал мнение многих людей, Мы это понимали. Под пристальными взглядами пассажиров мы, глядя в окно, ехали до своей станции.
Конечно же, были награды и поощрения, в полку появилось сразу два Героя России – командир полка Игнатов и его заместитель подполковник Беляев, который был ранен. Награждены орденами и медалями офицеры и солдаты. Вот так произошло «боевое» крещение полка.
Через некоторое время, после того как все улеглось, в полк неожиданно нагрянула комиссия из московской прокуратуры. Офицеров вызывали для беседы, спрашивали, в основном, о приказах, которые они получали и которые отдавали лично, о том кто и как выполнял эти приказы. Поползли слухи. Развязка не заставила себя долго ждать – все управление полка, за исключением командира и его заместителя по тылу поменяли. Могли ли мы подумать, что жертвы осени 93-го не последние в полку и самое страшное нас ожидает впереди.
Неспокойной была осень 94-го. Как следствие распада страны, начали появляться гнойные нарывы и в первую очередь на Кавказе. В истории России этот регион всегда считался проблемным. И как-то само собой считалось, что пошумят немного и успокоятся. Но как оказалось впоследствии, это стало главной ошибкой руководства страны, да и всего русского народа. При каждой встречи с сослуживцами – первые слова о Чечне. Уже ни у кого не было сомнения, что в виду чрезвычайной обстановки, сложившейся там, будут вводиться войска. Но всю масштабность предстоящих боевых действий мы не могли даже себе представить. Заверения министра обороны П. Грачева: «Дайте мне один десантный полк, и я наведу там порядок», казались нам более чем убедительными.