Чем выше поднималось солнце, тем тише становилось в саванне. Весь луг смиренно дремал.
Высоко в голубом небе безучастно висели клочья белых облаков. Казалось, им было лень уплывать, а ветру не хотелось усиливать свой порыв. Кто-то из животных отдыхал в тени, кто-то окунался в воду, чтобы освежиться, а кто-то замер каменным истуканом, будто желая забыть обо всём.
Но жукам-скарабеям даже в такое жаркое время не было дела до палящего солнца. Они старательно катали навозные шарики. Двигаясь вниз головой, жуки упирались передними лапками в землю, а задними поддерживали свой ценный груз. Толкая вперёд комки навоза в несколько раз больше себя, жуки неизменно оказывались в прохладной тени. Но это помогало не всем. Некоторые из них прекрасно знали, откуда берётся тень, а другие лишь сетовали без конца на то, что тень всегда появляется только по воле саванны.
– Саванна презирает нас!
– Это дискриминация!
В полдень несколько жуков-скарабеев обязательно начинали громко жаловаться на жизнь. Однако их голос был настолько тих, что слышен был только самим жукам. И это было огромным облегчением для других животных.
Для львов, наоборот, полдень был излюбленным временем крепкого сна. Львы и так много спят, но в середине дня, когда солнце стоит в зените, делать это особенно приятно.
Однако не все львы могут мирно отдохнуть средь бела дня. Самцы, которым не удалось стать частью прайда, и самки, не имеющие своей территории, часто становятся скитальцами, поэтому им приходится передвигаться даже в самую изнуряющую жару. Они должны как можно незаметнее пересекать чужие территории, пока другие хищники спят.
К счастью, всё это осталось далеко в прошлом и больше не касалось прайда Ванини. Теперь друзья стали хозяевами Чёрных земель. В сезон дождей их территория стала ещё зеленее, и они смогли вволю отдохнуть и насладиться комфортом.
– Сестра… Хвост… Там мухи… – спросонья сказала Найла.
Львица говорила невпопад, но Ванини сразу всё поняла.
«Ванини, пожалуйста, отгони своим хвостом стаю мух, прилипших к моему правому бедру».
Такое случалось не впервые. Найле было лень пошевелить даже кончиком хвоста. Она оживлялась только тогда, когда приходило время охоты.
– Э-эм… У тебя что, отсох хвост? Или лапы? – проворчала Ванини, но всё равно взмахнула хвостом и похлопала сестру по спине.
Ж-ж-ж-у-и-и!
Тут же рой мух облепил морду Парабара. Ванини взмахнула передней лапой, вновь отгоняя насекомых, которые в то же мгновение закружили над Ванини, будто собираясь присоединиться к её прайду. Один Чамбо спал без задних ног, гулко храпя.
«Его храп стал необычно громким», – подумала Ванини, окончательно проснувшись.
Аиша, сонно покачиваясь, подошла к сидящей рядом Ванини, оперлась на львицу и повалилась на неё:
– Не верится, что великая Ванини гоняется за мухами.
Парабар открыл глаза, услышав, как Аиша дразнит Ванини:
– Она и так уже держит в страхе всю саванну.
Аиша и Парабар радостно замахали хвостами.
Ванини понимала, что в такой момент лучше было бы притвориться глухой. И всё же она раздражённо сказала:
– Перестань говорить ерунду!
– Почему? Ты и есть великая Ванини, разве это не правда?
– Тем более не только мы, но и вся саванна тебя так называет.
Чамбо и Найла проснулись от шума. Солнце клонилось к горизонту.
– Великая Ванини! Каждый раз, когда я это слышу, на глаза наворачиваются слёзы, – подшутил над львицей Чамбо.
Слова Чамбо могли прозвучать как насмешка, но он действительно считал Ванини великой. Найла тоже очень гордилась, что её сестру называют именно так. Но всё же решила съехидничать:
– Да, если все узнают, что ты – великая Ванини, у нас будут неприятности. Так что, сестра, хорошенько спрячься. А может, тебе даже лучше сменить имя. Как тебе Ваноно? Или Ванана? Либо Винини?
Возможно, Найла сказала так, потому что в душе немного завидовала сестре. После ухода из прайда Мадибы они пережили три засухи. Ванини изгнали первой, тогда она создала собственный прайд с дядей Асаном и Чамбо. Найлу ранили львы Мутху, а затем тоже изгнали из прайда, и вскоре она присоединилась к сестре. Аиша бесцельно бродила по саванне, разыскивая своих родных, и также примкнула к прайду Ванини.
За время скитаний друзья пережили немало невзгод. Однажды в страшную засуху они отправились на край саванны, чтобы найти место, где всегда оставались дождевые облака. Однако там львов ждало одно только разочарование, и они были вынуждены вернуться обратно. Когда жизнь стала мало-помалу налаживаться, друзей разлучило нападение стада разгневанных слонов. Затем, следуя совету старого дамана, прайд отправился в Чёрные земли.
Прайд Ванини прошёл через множество испытаний, к тому же всё это время они голодали, страдали от жажды и боялись уснуть. На чужих территориях им удавалось лишь вздремнуть урывками, а о том, чтобы вдоволь нарычаться, речь и не шла.
Прайду Ванини пришлось сразиться с Мутху, чтобы отстоять право на Чёрные земли. Его огромные когти оставили на их телах раны и ссадины, многие из которых так и не зажили, превратившись в шрамы. Свирепый лев выбил Чамбо передний клык, а Найле разорвал ухо. У Аиши на бедре виднелся огромный шрам, а у Ванини такой же красовался на левой щеке. Один Парабар остался невредимым.
Чтобы защитить Чёрные земли, все друзья рисковали своими жизнями, однако в саванне запомнили только имя Ванини. Слухи о «великой Ванини» разнеслись быстро, словно это сделал порывистый ветер, несущий дождевые тучи.
«Великая Ванини победила Мутху, хозяина Долины четырёх рек! Они боролись один на один! Повалила его махом, как тощую импалу!»
Львицу, наводящую страх и ужас, больше никогда в саванне не видели. Поговаривали, что она размером с самца, ловкая, как леопард, а силой не уступает буйволу. Но это ещё не всё: все львы её прайда не боятся даже слонов, а львицы – быстрее гепардов.
Когда саванна узнала о Ванини, совершившей такой подвиг, «великая» сразу стало частью её имени. Так и появилась великая Ванини.
Конечно же первыми слух о прайде Ванини распространили птицы. Каждая птица, прилетавшая на Чёрные земли, с любопытством вскрикивала:
– Великая Ванини! Где великая Ванини?
Сначала Ванини сама выходила к птицам:
– Это я Ванини, которую вы искали…
Но птицы хлопали крыльями и громко кричали:
– Это ты-то Ванини? Хочешь сказать, что похожа на великую львицу Ванини?
– Враки-враки! Это ложь!
– Как ты смеешь выдавать себя за великую Ванини!
Иногда, очень редко, попадались птицы, которые прислушивались к львице.