В этом мире существует три типа людей.
Такие как Артур Селиверстов, которым мало проблем.
Такие как Даниил Волков, которым вполне нравится просыпаться по утрам и жить в той реальности, которую прописал Иисус в сандалиях.
И такие как Константин Ромал, которым хочется умереть с момента рождения.
Жизненные пути этих троих вряд ли пересеклись бы при обычных обстоятельствах, но что-то пошло не так в небесной картотеке, и священные бумажки перемешались.
Костя, Артур и Даниил одновременно покинули свои родовые гнезда и направились в Санкт-Петербургский государственный университет, знаменитый одной из старейших библиотек России и «модным» талисманом, который году так в девяностом наверняка привиделся основателям вполне необычным. Черный двуглавый орел украшал не только логотип сайта, но и подушки, двери кампусов, кроссовки и форму спортсменов.
Поступить в эту обитель знаний и роскоши могли те, у кого были деньги, нужные знакомые или мозги. И да, это еще одна классификация трех типов личности, к которым относились Артур, Константин и Даниил.
Санкт-Петербургский университет считают одним из самых красивых университетов России. На кафедрах преподают ученые со всего мира, в кафетерии кормят вполне сносно, и еще в общежитиях не водится всякой недружелюбной живности и приятно пахнет.
Все это уже второй век заставляет особо озабоченных родителей натаскивать своих отпрысков, а богачей – выворачивать карманы. Иными словами, послужной список у университета превосходный, и тот, кто переступал его порог, вставал на новую тропу в своей жизни, поднявшись на ступеньку выше по карьерной лестнице.
Под конец учебного года газеты распинались о красоте Петергофа, восхищались культурным наследием Эрмитажа, анализировали потребительский рынок. И повторяли, что Санкт-Петербургский государственный университет «является центром российской науки и культуры».
Артур Селиверстов газет не читал. Он отдавал предпочтение «черному зеркалу»[1] и всегда относился с предубеждением к тем, кто ходил в библиотеку, а не скачивал нужные данные из сети. И вот он, молодой парень, сбитый с толку, уставился на крышу каменного массивного сооружения, а потом устало смахнул испарину с лица. Его золотистые волосы сильнее вились от влаги, а щеки краснели от любого намека на физический труд. Артур подхватил с земли тяжелые чемоданы и победоносно улыбнулся. Он сделал это. Он поступил в университет, ушел из дома. Он сам несет свои сумки и кивает каждому прохожему, готовый общаться с любым, кто соизволит первым поздороваться. Довольный своим поведением, парень, не сбавляя шага, миновал узкие коридоры студенческого общежития и поднялся по лестнице на шестой этаж, где находилась его комната на ближайшие четыре года. Ему с трудом верилось, что ему удалось выбраться из семейной паутины. Все оказалось куда проще, чем он предполагал. Артур прошел мимо незнакомых парней, небрежно кивнув им, а потом заметил три заветные позолоченные цифры на деревянной двери в конце коридора и чуть ли не рысью кинулся вперед, не обращая внимания на скрип пола под ногами.
– Ключи, – пробурчал он себе под нос и затормозил перед номером 102. Уставшие пальцы уже жгло от тяжести чемоданов. Артур попытался было достать из кармана маленький ключ, который ему вручила пожилая женщина в очках в главном корпусе университета несколько дней назад, но дверь внезапно распахнулась и едва не заехала ему по лбу.
– Ой! – воскликнула появившаяся в дверном проеме женщина, схватившись руками за щеки. Она отшатнулась, и ее черные кудри подскочили, как пружины. – Сынок, ты в порядке? Я тебя не задела?
– Все отлично, – натянуто улыбнулся Артур.
– Бог мой, я не собиралась ломать тебе нос.
– Да, мой нос… мне дорог.
– Какой ты славный! – Незнакомка заулыбалась, от чего у нее появились морщинки около губ и намек на второй подбородок. Руки женщины были полноваты, обтягивающая оранжевая майка не скрывала, а подчеркивала валики жира у нее на талии. Если бы мать Артура оказалась рядом, ее бы хватил инфаркт. – Даня! – внезапно закричала женщина и взмахнула рукой. – Иди же сюда, это твой сосед! Какой у него мужественный подбородок. Тебе не кажется?
Артур в очередной раз растянул губы в фальшивой улыбке, чувствуя, как дрожат его пальцы, стискивающие ручки чемоданов. Он протянул:
– Мне нужно…
– Даня!
Артур послушно замолчал, а на пороге показался щуплый темноволосый паренек с удивительно яркими глазами. Они у него были такими же голубыми, как Байкал или небо в ясную погоду. Паренек несколько раз дернул уголками губ, что выглядело странно, а потом высоким ровным голосом отрезал:
– Да, подбородок у него широкий и грубый.
Артуру не понравилось, что эти двое рассматривали его подбородок.
– Очень интересное замечание. Но у меня руки сейчас отвалятся.
– О, ну конечно! Забегай давай. – Женщина отошла в сторону и кивнула, улыбаясь искренней теплой улыбкой. Наблюдая, как Артур ворвался в комнату, она подскочила, когда его багаж с грохотом полетел на пол, и поджала губы. – Бедный, почему тебя никто не проводил? Чемоданы, наверное, тяжелые.
– Да нет. Я… ничего особенного… – пробормотал Артур, осматриваясь.
Его брови поползли вниз. Комната оказалась крошечной и уродливой, в ней едва умещались три высоких шкафа и три узкие кровати. Письменный стол, на столе – медная лампа, а под ним – мусорное ведро. Большое квадратное окно немного скрашивало впечатление от каморки, делая ее уютной и пригодной для жизни. Артур подбоченился.
– Жестко.
– Ладно, устраивайтесь, – скомандовала женщина, – не буду вам мешать. Даня, ты помнишь, о чем мы с тобой договорились?
Даня согласно кивнул, а Артур тем временем присвистнул, не представляя, как разложить все свои вещи. Если верить информации на университетском официальном сайте, апартаменты для студентов «просторные и соответствуют всем требованиям обучающихся». Наверное, у администраторов произошел какой-то сбой, и они забыли обновить данные, потому что у Артура не находилось слов, чтобы описать эту убогую конуру.
Краем уха Артур услышал, что незнакомка всплакнула, но, когда он обернулся, дверь за ней уже закрылась. Он перевел взгляд на своего соседа и невесело пожал плечами:
– Расставаться всегда трудно.
– Ты прав, – согласился парень. – Я – Даниил Сергеевич Волков. Я буду учиться здесь, в Санкт-Петербургском университете, и я – твой сосед по комнате.
Артур вскинул брови, не представляя, зачем Даниил говорит очевидные вещи, но потом все-таки улыбнулся и шагнул вперед, вытянув руку:
– Артур Се… – Он запнулся, сжав ладонь Даниила. – Попов. Артур Попов.
– Попов, интересно. Александр Степанович Попов изобрел радио в результате многолетней исследовательской работы.