Самое грандиозное поражение в жизни Новака Джоковича произошло 16 января 2022 года в 07:52 по центральноевропейскому времени. Не крепкое рукопожатие у сетки, а беспощадный вылет. По единогласному решению Федерального суда Мельбурна серб должен был немедленно покинуть Австралию. Его не допустили к участию в Открытом чемпионате Австралии 2022 года. Ему не дали попытаться завоевать 21-й титул Большого шлема на своем любимом турнире и, таким образом, оставить позади Рафаэля Надаля и Роджера Федерера. Вместо этого австралийские пограничники сопроводили первую ракетку мира в аэропорт Мельбурна и силой выдворили из страны, как самого настоящего преступника.
Победа Австралии. Самолет вместо арены Рода Лейвера.
Далее все стало еще хуже: спустя две недели турнир выиграл Рафаэль Надаль. Испанец стал лидером в гонке большой тройки, завоевав свой 21-й титул Большого шлема. Джокович хотел участвовать в соревновании, но не мог – Надаль торжествовал. Начало года обернулось для серба абсолютной катастрофой. Большое пятно на его и без того потрепанном имидже. Это время, которое хотелось бы забыть, но которое никогда не будет забыто.
Как это могло произойти?
Это представление в нескольких действиях, подобного которому мир ранее не видел. Это многим непонятная борьба лучшего теннисиста мира за получение въездной визы в Австралию. За ней в январе 2022 года следил весь мир. Все началось в 2021 году, когда появились первые официально одобренные вакцины против коронавируса. Новак Джокович отказался от вакцинации и, таким образом, ступил на путь борьбы с Открытым чемпионатом Австралии по теннису. Организаторы турнира заранее объявили, что будут придерживаться строгого правила для участия в первом турнире Большого шлема 2022 года: разрешение на участие предоставлялось только игрокам, вакцинированным против COVID-19.
Долгое время Джокович не давал однозначного ответа, будет ли он выступать в Австралии. В начале нового года события приняли новый оборот. Серб сообщил в своих социальных сетях Twitter и Instagram[1], что он получил разрешение на участие от организаторов турнира, а также штата Виктория и теперь с нетерпением ждет поездки в Мельбурн. Пока Джокович, или, как его называют фанаты, Джокер, как ни в чем не бывало готовился к предстоящему соревнованию, разгорелись споры о привилегиях, которые получали суперзвезды и миллионеры в обход защитных мер против пандемии. В аэропорту Мельбурна Джоковичу сперва отказали во въезде. Его адвокаты незамедлительно подали апелляцию. Правительство закрыло теннисиста в гостинице на карантин. После нескольких судебных разбирательств в конечном итоге было принято решение, что Джокович должен покинуть страну и вернуться домой не позднее пяти часов после вынесения приговора. Через одиннадцать дней после попытки въехать в Австралию Новак Джокович проиграл тяжелейший бой в своей карьере.
Кто этот человек, который в начале 2022 года разделил мир (не только фанатов тенниса) на два лагеря? Одни называют Джоковича противником вакцинации, сторонником нестандартного мышления и сербским националистом. Другие считают его жертвой правосудия, игрушкой в руках политиков и даже борцом за свободу.
Новак Джокович – незваный гость. Он ворвался в закрытый, элитный клуб. Благодаря ракетке площадью 645 квадратных сантиметров, благодаря своей теннисной ракетке! Роджер Федерер и Рафаэль Надаль соревновались за первое место, находясь по разные стороны сетки. Этот дуэт лидеров Джокович своим оружием превратил в трио. Он наносил соперникам удар за ударом, одерживая победу за победой, не давая им занять верхнюю лидерскую строчку.
В начале нового тысячелетия в мире тенниса все было спокойно. Надаль царствовал на теннисном корте так уверенно, как никто другой до него. Особенно на Открытом чемпионате Франции по теннису в Париже, самом престижном турнире на грунтовых кортах в мире. Роджер Федерер, в свою очередь, царствовал на священной лужайке Уимблдона. Центральный корт в Лондоне, бывшее «пристанище» Бориса Беккера, Роджер Федерер, или, как его называют, Маэстро, превратил в свою почти неприступную крепость.
В период с 2005 по 2007 год Федерер и Надаль поочередно побеждали в одиннадцати из двенадцати турниров Большого шлема. Дуэт лидеров представил фанатам простой сценарий: то элегантно выступавший швейцарец, который скользил по корту, демонстрируя свою идеальную технику, то вкалывавший как проклятый испанец, который каждым своим ударом справа и слева попадал в корт на стороне противника. Неудержимую силу его удара фанаты приветствовали громкими криками.
«Ты за Федерера или за Надаля?» – вот главный вопрос, на который в те дни приходилось отвечать любителям тенниса. Когда этот вопрос решен, то дальше можно было просто наслаждаться соревнованием двух исключительных спортсменов. Поклонники мирового тенниса разбились на два лагеря, поддерживавших двух игроков, про которых с детства все знали, что у них большие перспективы на будущее. Федерер уверенно возглавлял молодежный мировой рейтинг. Надаль сразу перешел во взрослый тур и свел свои выступления на юношеских турнирах к минимуму.
Затем, словно из ниоткуда, появился Новак Джокович.
Чтобы понять карьеру Новака Джоковича и то, что за ней стоит, нужно погрузиться в его детство. Детство, проведенное между столицей Сербии Белградом и горным хребтом Копаоник. Между теннисом и бомбами. Между любовью к спорту и борьбой за выживание. Это основа его юности. Невозможно понять личность Новака Джоковича, если не вспомнить о годах, которые маленький мальчик провел в городе, разбомбленном НАТО.
Человек, стремившийся побить рекорды Федерера и Надаля, не получил даже близко такой же любви, обожания и восхищения, как его швейцарский или испанский соперники. В прямых поединках зрители иногда специально принимают сторону противников Джоковича. Они освистывают сербского незваного гостя. Его критикуют в социальных сетях. Кажется, что только на родине безоговорочно поддерживают своего Ноле (прозвище Джоковича в Сербии): и сербы против всего остального мира!
«Не все чемпионы выросли в загородных клубах для богачей», – написал Новак Джокович, оглядываясь на свое происхождение и начало своей карьеры. Это прямое объявление войны Роджеру Федереру и Рафаэлю Надалю, которых Джокович считает продуктами этих загородных клубов и, следовательно, теннисного истеблишмента. Различия между ними действительно налицо.