§ 1. Индия в XVI в. Политическая история
Начало XVI в. Индия встретила в состоянии глубокой раздробленности. Делийский султанат формально продолжал существовать, но на деле его правители владели лишь жалким обломком державы. «Власть Шах Алама – от Дели до Палама», – шутили в то время[1]. Возникшие на обломках султаната государства Гуджарат, Малва, Джаунпур, Бенгалия, раджпутские княжества, достигли значительного уровня экономического и культурного развития, но постоянные междоусобицы ослабляли и истощали их. На Декане завоеванные делийскими султанами территории также получили независимость и вошли в состав крупного государства, которым правила мусульманская династия Бахманидов (ее основателем был наместник делийского султана). В конце XV – начале XVI в. это государство также распалось на ряд более мелких, но достаточно сильных в военном и экономическом отношении султанатов: Биджапур, Берар, Ахмаднагар, Бидар и Голконда. И держава Бахманидов, и возникшие на ее обломках султанаты постоянно воевали с могущественным, охватывавшим почти всю Южную Индию государством Виджаянагар, которым правила индусская династия. Свидетелем одной из войн между Бахманидами и Виджаянагаром стал находившийся в то время в Индии тверской купец Афанасий Никитин. Он, в частности, подтвердил, что в этой войне, как и в других конфликтах конца XV в., индийские армии применяли огнестрельное оружие. И Виджаянагар, и мусульманские султанаты были экономически и культурно развитыми государствами, создавшими богатую литературу и оставившими последующим эпохам множество архитектурных шедевров. Но постоянные войны ослабляли их. В 1565 г. деканским султанатам удалось объединиться и нанести Виджаянагару поражение, от которого это мощное государство уже не смогло оправиться: начался необратимый процесс его распада. Часть земель Виджаянагара поделили между собой победители, не предполагавшие, что им осталось недолго торжествовать.
Занимавший делийский престол в 20-е годы XVI в. султан Ибрахим не оставлял надежд вернуть отколовшихся вассалов под свою руку. Но и собственные придворные были недовольны им, в их среде возникла идея пригласить в Индию Бабура, правителя Ферганы. Талантливый военачальник и превосходный поэт, он какое-то время правил и Самаркандом, но лишился почти всех своих владений в борьбе с узбекскими ханами и братом-соперником и бежал в Афганистан, где вскоре захватил власть в Кабуле. С 1519 г. он начал набеги на Индию, всякий раз увозя богатую добычу. Бабур давно мечтал о покорении Индии, но смог приступить к осуществлению этого замысла лишь в 1526 г., когда узнал о предстоящем походе своих врагов на Кабул, а также о том, что недовольные делийским султаном Ибрахимом индийские феодалы готовы пригласить его в Индию. Они надеялись на то, что этот среднеазиатский воитель поможет избавиться от султана Ибрахима, а добыча будет ему достаточной платой за труды. Итак, Бабур вторгся в Индию, захватил Панджаб и 21 апреля 1526 г. в битве при Панипате наголову разбил султана Ибрахима, а затем занял Дели. Очень скоро пригласившие его индийские феодалы поняли, что «этот тюрок» не собирается уходить обратно, а рассчитывает утвердиться на делийском престоле. Они объединились против Бабура, но 13 марта 1527 г. были также разбиты. Бабур захватил еще ряд индийских земель и объявил себя их правителем, положив тем самым начало новой династии и новой империи – империи Великих Моголов[2].
Бабур умер в 1530 г. Он разделил владения между сыновьями, отдал Индию любимцу – Хумаюну и завещал остальным братьям подчиняться ему. Но наследники и не думали выполнять волю отца. Против Хумаюна объединились братья и мусульманские феодалы из Бенгалии и Бихара. Разбитый в двух сражениях, бездарный и безвольный Хумаюн бежал в Синд, а затем в Иран. Власть на целые 15 лет (1540–1555) перешла в руки афганских феодалов из рода Сур. Лишь в 1555 г. Хумаюн смог вернуться на делийский престол, но вскоре умер.