Родился Тихон Рябченко 11 августа 1903 г. в селе Чепухино Валуйского района Воронежской губернии в семье крестьянина-бедняка. Через плетень от Тихона жил будущий генерал советской армии, герой Советского Союза Николай Федорович Ватутин (1901–1944 гг). В 8 лет Тихон поступил в сельскую школу, где проучился 4 года до 1916 г. До 1920 г. жил и работал вместе с родителями, занимался крестьянством и хлебопашеством при своем хозяйстве. В 1920 г. во время голода уехал с родителями в Полтавскую губернию, где работал в котельной кочегаром, летом пастухом коров, штукатуром при полтавских пехотных курсах, зимой дровоколом по деревням вместе с отцом. В 1923 г. вернулся в родную деревню и продолжил заниматься крестьянством. В 1925 г. родители умерли. Все хозяйство, которое у них было, Тихон отдал сиротам-племянникам, детям своего старшего брата-партизана, которого убили белые на фронте под Бутурлиновкой осенью 1918 г.
В 1925 г. был призван в ряды РККА, служил в 8-й отдельной разведывательной авиационной эскадрилье Московского военного округа, с августа 1926 г. служил мотористом в этой эскадрилье.
Тихон в начале военной службы. Фото из семейного архива.
В 1926 г вступил в комсомол и подал заявление о приеме в кандидаты ВКП(б).
Приём в члены партии производился в индивидуальном порядке из кандидатов, прошедших кандидатский стаж: не менее 1 г., а для красноармейцев – не менее 6 месяцев. Во время испытательного срока кандидат должен был доказать, что он достоин быть членом партии и активно участвовать в строительстве коммунизма, выполнять партийные поручения.
Для приема в партию необходимо было иметь рекомендации трёх членов партии, вопрос о приёме решался на общем собрании. При этом на всех возлагалась большая ответственность, как на вступавшего кандидата, так и на принимавших. За нарушение Устава ВКП(б) или дисциплины новым членом партии могли наказать и рекомендовавших его.
За Тихона Лукьяновича поручились авторитетные члены партии и с 1928 г. он член ВКП(б), начал посещать партсобрания.
Окончил Ленинградскую летную теоретическую школу в 1928 г., в 1929 г. – 3-ю военную школу летчиков и летнабов имени К. Е. Ворошилова и был оставлен в этой же школе в должности инструктора-летчика 1-го разряда, а в декабре 1931 г. назначен командиром звена.
Фотография на память от ученика Якова Баранова. Фото из семейного архива.
Инструктор Рябченко Т. Л. С курсантами. 1931 г. Фото из семейного архива.
Страница из летной книги
3-я военная школа летчиков и летнабов имени К. Е. Ворошилова. Тихон верхний ряд 1-ый слева. Фото из семейного архива.
Дарственная надпись на обороте фотографии от товарища Алксниса. Фото из семейного архива.
Именно товарищ Я. И. Алкснис в 1932 г. внёс предложение об учреждении Дня авиации. С тех пор 18 августа ежегодно отмечается этот праздник.
В феврале 1933 г. был командирован на станцию Едрово на переучивание на тяжелые самолёты. Там же был назначен командиром отряда 5-й тяжелой эскадрильи 2-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады.
В 1933 г. Тихон Рябченко принимал участие в воздушном первомайском параде над Москвой на самолете ТБ-1. В дальнейшем неоднократно участвовал в первомайских парадах.
Страница из летной книги
После октябрьской революции 1917 г. большевикам достался довольно большой царский авиационный флот. Но к 1918 г. сохранилось лишь несколько машин, остальные были разрушены или разукомплектованы, многие летчики эмигрировали за границу. Мировой экономический кризис 1929 г., усиление враждебности капиталистических стран по отношению к СССР, приход к власти фашистов в Германии в 1933 г. вынудили компартию СССР взять курс на укрепление обороноспособности государства. В начале 30-х гг. в СССР началась новая эра в развитии самолетостроения, стали открываться конструкторские бюро, авиационные институты для подготовки квалифицированных специалистов, начался серийный выпуск новых самолетов. Изменялась и улучшалась скорость, вооружение, маневренность, высота и дальность полетов. Были спроектированы и построены новые истребители, бомбардировщики, штурмовики, самолеты разведки.
Сталин считал развитие авиации в СССР одной из самых важных задач, лично курировал рождение каждого нового самолета. Знал характеристики самолетов, часто приезжал на аэродромы, встречался с конструкторами и летчиками, хорошо их знал и досконально с ними разбирал каждую мелочь.
Одним из лучших авиаконструкторов того времени был А. Н. Туполев, создатель легендарных самолетов ТБ-1, ТБ-3, АНТ-6, АНТ-25. Это были одни из лучших самолетов в мире, на которых были осуществлены беспосадочные перелеты через Северный полюс в Америку (Чкалов В. П., Байдуков Г. Ф., Громов М. М.), спасение челюскинцев, эти самолеты участвовали в первомайских воздушных парадах. В 1932–1933 гг. СССР посетили правительственные делегации из Франции (министр авиации Пьер Кот), Италии (зам. министра авиации Итало Бальбо, один из ближайших соратников Муссолини), и Польши. В СССР стали готовиться к ответному перелету.
Самолет ТБ-3. Фото из семейного архива.
Ответный перелет в Италию
В 1934 г. для серии ответных визитов в Варшаву, Рим и Париж на авиационном заводе № 22 сделали по спецзаказу десять самолетов ТБ-3Р. Вооружения эти машины не имели, самолеты покрасили в белый цвет и нанесли фальшивые гражданские регистрационные номера. Экипажи подбирались заранее, все командиры самолетов имели большой налет и опыт полетов в сложных метеоусловиях. 28 июля 1934 г. три самолета ТБ-3Р отправились в Варшаву. Командирами самолетов были Байдуков Г. Ф., Мов и Леонов. 5 августа стартовали сразу две тройки: первая тройка под командованием Байдукова, Ефимова и Леонова отправилась через Киев и Вену в Париж. Вторая тройка самолетов ТБ-3Р, командирами которых являлись Соколов, Головачев и Рябченко Т. Л. направилась через Киев, Люблин и Краков в Рим. На главном римском аэродроме Чампино советскую делегацию торжественно встречали с оркестром, исполняющим «Интернационал», представители командования итальянской авиации, генералы, офицеры и много дипломатов, был выставлен почетный караул. Всех членов советской делегации разместили в лучшем отеле Рима. За 10 дней пребывания в Италии участники перелета посетили Римский Колизей, императорский дворец Калигулы, Ватикан, развалины Помпеи и вулкан Везувий, завод Fiat, аэропорт, авиационный завод. В Палаццо Венециа в Риме делегацию принимал Муссолини – глава итальянского правительства и министр авиации. Повсюду советскую делегацию сопровождали представители итальянской прессы. Для делегации ежедневно устраивали шикарные обеды. Не обошлось без курьезной ситуации. Из воспоминаний Тихона Лукьяновича: «На одном из обедов нам принесли суп, хлеб и вилки. Все члены советской делегации были растеряны, не знали что делать, удивленно переглядывались между собой. Заметив наше смущение, один из итальянских авиаторов показал на примере как есть этот суп – хлеб крошится в тарелку и промоченный хлеб едят при помощи вилки».