Максим Обухов - О психологической диагностике адаптации на ключевых этапах школьного обучения

О психологической диагностике адаптации на ключевых этапах школьного обучения
Название: О психологической диагностике адаптации на ключевых этапах школьного обучения
Автор:
Жанры: Детская психология | Психологические тесты | О психологии популярно
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "О психологической диагностике адаптации на ключевых этапах школьного обучения"

С методической составляющей в данной книге предлагаются психодиагностические методики для определения уровней школьной адаптации обучающихся на ключевых этапах школьного обучения (начальное общее образование, основное общее образование и среднее (полное) общее образование) и учитывающие возрастные особенности детей и подростков на данных этапах. Также предлагаются ориентировочные периоды замеров уровней школьной адаптации в течение учебного года.В теоретической же составляющей раскрываются основные понятия, связанные со школьной адаптацией, и взаимосвязи между ними, а также указываются особенности самого процесса адаптации в целом и школьной адаптации в частности. Обосновывается применение тех или иных психологических диагностических методик для определения уровней школьной адаптации обучающихся на разных этапах обучения в школе, включающее в себя анализ шкал приведённых психодиагностических методик.

Бесплатно читать онлайн О психологической диагностике адаптации на ключевых этапах школьного обучения


Введение.


Целью написания данной книги было облегчить «жизнедеятельность» (или профессиональную деятельность) рядовому педагогу-психологу (или школьному психологу), а также попытаться прояснить ситуацию вокруг школьной адаптации. Первой части цели мы достигнем через определение психодиагностического инструментария, другими словами, через выбор психологических диагностических методик, измеряющих уровень школьной адаптации и согласующихся с возрастными особенностями детей и подростков на конкретных этапах школьного обучения. Мы не будем заново «изобретать колесо», а возьмём психодиагностические методики, уже существующие и апробированные. Второй же части цели мы достигнем через раскрытие соответствующих понятий и взаимосвязей между ними. Начнём с понятийного аппарата.

Психологическое исследование и психологическое обследование. Иногда возникает определённая путаница в этих двух терминах, поэтому стоит попробовать отделить одно от другого. Думаю, исследование – это то, что мы проводим с целью научного изучения (например, в курсовых и дипломных работах, диссертациях и научных статьях), и сам продукт данного научного изучения (та же курсовая, дипломная работа, диссертация, научная статья и так далее).

А психологическое обследование это про то, что делает педагог-психолог в процессе своей непосредственной работы, про психологическую диагностику. Само слово «обследование» ассоциируется с медицинским обследованием, а педагог-психолог как раз и должен вести мониторинг психологического здоровья обучающихся в образовательном учреждении. Хотя педагог-психолог диагноз и не ставит (как, впрочем, и медицинская сестра в образовательном учреждении), но направить к нужному специалисту при необходимости компетентен.

И под «нужным специалистом» здесь понимаются более узкоспециализированные государственные психологические центры, оказывающие услуги психологической помощи детям, подросткам и их семьям, а также частные психологи и психотерапевты, и в крайних случаях – психиатры и неврологи. Школьный психолог (или педагог-психолог) не вправе заниматься частной психологической и\или психотерапевтической практикой на рабочем месте, а тем более практикой психиатрической, не имея соответствующего высшего медицинского и прочего образования и достаточной квалификации. Сказано было одним из Великих: «Не навреди!» – нужно оставить детей и подростков с суицидальным поведением, с расстройством пищевого поведения и всеми прочими расстройствами компетентным специалистам. Дело педагога-психолога в образовательном учреждении – это по возможности выявить детей и подростков с намёками на какие-либо расстройства психики, а работать с выявленными-потенциальными должны те, кто этому специально обучались. Не нужно что называется «прыгать выше своей головы» и выполнять работу, которая не входит в твои должностные обязанности.

И про то, что педагог-психолог (или школьный психолог) диагнозы никакие не ставит, надеюсь, тоже понятно из вышесказанного? А иначе у нас проблемы, стоит бы перечитать документацию, регулирующую деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении, например должностные инструкции и профессиональный стандарт для данной профессиональной деятельности.

Далее, возвращаясь к теме, предлагаю определить адаптацию, как процесс выработки набора когнитивных и поведенческих алгоритмов, способствующих успешному приспособлению как к выполнению незнакомой деятельности или её видов, так и к условиям выполнения данной деятельности или её видов. Далее, исходя из данного определения мы подберём психодиагностические методики, определяющее уровень школьной адаптации на ключевых этапах школьного обучения и соответствующие возрастным особенностям детей и подростков на данных этапах.

Сама здесь деятельность в образовательном учреждении, к которой адаптируются дети и подростки – это деятельность учения, учебная деятельность. Прежде всего это относится к первоклассникам, для большинства которых подобная деятельность является новой, а далее учебная деятельность только разворачивается и усложняется.

А главными условиями, к которым адаптируются дети и подростки являются условия социальные, включающими в себя взаимодействие как со взрослыми – классным руководителем, остальными учителями и сотрудниками образовательного учреждения, так и со сверстниками в классе.

Поэтому школьную адаптацию можно определить и как адаптацию социально-психологическую. С одной стороны, это выработка когнитивных и поведенческих алгоритмов в связи с деятельностью учения, то есть психологический компонент школьной адаптации. А с другой – выработка всё тех же когнитивных и поведенческих алгоритмов, но уже в связи с социальными условиями выполнения деятельности учения, то есть социальный компонент школьной адаптации. Ведь, возвращаясь, обучающихся получает образование не наедине с самим собой, а в микросоциуме – классе, где ему приходится взаимодействовать со сверстниками и сотрудниками образовательного учреждения. К этому и соответственно психодиагностической методике Роджерса–Даймонд, определяющей уровень социально-психологической адаптации и разработанной ещё в тысяча девятьсот пятьдесят четвёртом году, мы вернёмся позднее, когда будем говорить о психодиагностических методиках, определяющих уровень школьной адаптации старших подростков.

В определении адаптации – это процесс, для одних детей и подростков (и взрослых, когда они приспосабливаются к новому месту работы или к новой сфере деятельности) он более продолжительный, а для иных менее продолжительный. У каждого конкретно взятого ребёнка или подростка индивидуальный темп выработки новых когнитивных и поведенческих алгоритмов, определяющий способность к адаптации в целом и зависящий как от типа высшей нервной деятельности (или темперамента), так и от семейного воспитания. Поэтому, мониторинг школьной адаптации обучающихся подразумевает наличие хотя бы двух контрольных точек, когда проводятся замеры уровня адаптации, чтобы иметь возможность отследить изменение этого уровня адаптации во времени. Обычно, первый срез проводится в начале учебного года, в сентябре–октябре, а второй – в конце, в апреле–мае.

И если в начале учебного года у части детей или подростков диагностируется сниженный уровень школьной адаптации, то это вовсе не говорит нам о том, что данного конкретно взятого ребёнка или подростка можно определить как «ненормального», «социально и\или интеллектуально неполноценного» и что ему требуется обучение в «специальной» коррекционной школе по «специальной» образовательной программе – это грубейшая морально-этическая ошибка в работе педагога-психолога.


С этой книгой читают
Данная книга представляет собой гибридное произведение, сочетающее в себе философскую и психологическую теорию и практику, а также черты художественной литературы, где часть понятий выражены с помощью психологических терминов, а часть – с помощью образных эквивалентов.В книге рассказывается, как трудные жизненные ситуации и препятствия могут активизировать процессы самопознания и саморазвития, а также способствовать самоактуализации личности. При
Монография посвящена рассмотрению проблем качества инклюзивного начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты широко масштабного экспериментального исследования современных тенденций развития образовательной среды, включая феноменологию профессиональных представлений специалистов. Систематизированы и описаны организационно-педагогические условия включения младших школьников с ограниченны
И в Санкт-Петербурге и во многих городах и селах России, и даже за рубежом, получили добрую известность труды протоиерея Виктора Грозовского о воспитании детей. Они невелики по объему, но каждый из них- сердечная беседа с читателями о том, как вырастить ребенка добрым христианином, верным сыном Отечества. В этом отцу Виктору помогает и христианская любовь, и личный богатый отцовский опыт, ведь он отец девяти детей. Недавно эти беседы были объедин
В предлагаемой версии всем известной сказки читателю предлагается взглянуть на знакомые с детства события с несколько иной, уже более взрослой точки зрения. Почему главная героиня никогда до известных событий не получала помощи от своей крёстной? Отчего та появилась в жизни Золушки лишь перед балом? Что руководило феей, чтобы явиться перед своей крестницей так поздно? Читатель сможет получить ответы на эти вопросы, прочитав новую версию сказки.
Элита – это не богачи или люди с хорошими манерами. Это лучшие представители общества. Элита – своего рода гумус, плодородный слой в социуме. Лучшие ее представители отличаются от обычных людей особой ментальностью.Данная книга предлагает методы и способы воспитания качеств яркой личности: целеустремленности, дружелюбия, смелости, мужества, ответственности, независимости и уверенности.
Три рассказа о трёх разных цивилизациях, каждая из которых знакома и привычна человечеству. Но правильно ли мы воспринимаем то, что видим?
Действия книги разворачиваются в небольшом городке. Главная героиня – девочка Дина, ей восемь лет и она очень открытая и чуткая натура. Любимое занятие Дины – чтение книг. Она погружается в сюжет настолько, что иногда забывает о реальном мире. А в реальном мире у нее есть лучший друг – это ее крестная. Крестная необычная, она то появляется внезапно, то исчезает. У крестной есть необычный дар – она придумывает сказки прямо на ходу. Может достать с
Моя жизнь изменилась за один день. Я должна была выйти замуж за любимого, но теперь он мертв, а я оказалась во власти того, кто виновен в его смерти. Древние тайны оживают, вокруг плетутся интриги, и рядом со мной тот, кого я ненавижу всей душой. И если сначала ему нужна была моя магия, то теперь, похоже, нужна я сама… Но я не сдамся! Нет чувства сильнее ненависти. И надеюсь, я в этом не ошибусь… Художник Ирина Василенко
Книга вышла в 2019 году в издательстве ЭКСМО*** Готовилась к собственной свадьбе, а оказалась в теле обнищавшей аристократки в неизвестном мире. О, нет, свадьба не отменилась! Но я должна выйти замуж за главу ордена Стражей, который купил мое тело и способности по сходной цене. И вернуть пропадающую родовую магию. А как только он получит нужное, я тут же стану постельной игрушкой для того, кто заплатит побольше. Всё потому что будущий муж почему-