В. А. Л.. посвящается!
Объект "Таймыр 4" – Реликт внеземного происхождения, 1953г.
В 53 году в октябре на Таймыр было направлено несколько групп для изучения нестандартного присутствия. Нестандартным присутствием или просто присутствием называют наличие плохоизученного или неизвестного объекта, процесса или явления. В общем того, что не относится к известной деятельности природы или человека. Так же, были направлены военные, для обеспечения работы групп в северных метеоусловиях и глубокой тайге, которая на Таймыре богата дикими животными. Присутствие было выявлено ранее на полтора года по аэрофотосъёмкам, вернее появилась заинтересованность к участку со следами деятельности, которая слабо походила на природную. Из-за труднодоступности района и, явно, не бурной деятельности в этом секторе, начальные вылазки сдвинулись на три месяца. Первыми была группа из двух вертолётов, они оставили пятерых военных на сменное (месяц в лагере, месяц в части) дежурство рядом с объектом. Их задачей было подтвердить вероятную техническую деятельность, видимую на фотографиях. Приказы были жёсткими, только подтверждение видимой деятельности, никаких вылазок далее разбитого лагеря, круглосуточное часовое наблюдение из трёх бойцов. Никаких самостоятельных изучений, никаких контактов с людьми и не людьми, если вдруг кто-то появится. Охрана от чисто теоретически заблудших охотников.
Поскольку деятельность, если приглядеться, была видна и на фото, и с самолётов вертолётов, долго подтверждения ждать не пришлось. Замеры радиации не удивляли, не было даже мизерного превышения из-за развалов горной породы. Фактически, всё шло в штатном режиме, не считая причины экспедиции. Единственное, в около ста км от места работали геологи разведчики, на всякий случай их приостановили и вывели, дабы нечаянно не рассекретить это самое нестандартное присутствие. По докладам поста на объекте, за полтора года не произошло ничего таинственнее северных сияний и нескольких визитов мишек бурых и белых, хотя белые не заходят за горы Бырранга, но солдаты и не такие байки выдумывают, не смотря на то что рядовые на такие операции не ездят.
На фото ничем не примечательной тайги было некоторое количество параллельных полос или борозд, заросших хвойными, они читались только при просматривании в режиме фильма. Можно было легко проглядеть эти артефакты на многие года, или даже навсегда, рассматривая просто фото. Почва, хорошо, что было лето, слегка отличалась от окружающей. Простым языком, просматривались следы работы тяжёлой гусеничной техники на навале породы возле большого, изъеденного естественной эрозией огромного каменного останца. Останцев на местности было много.
Но размер следов впечатлял! если судить по башмакам, то он должен был быть в длину шесть метров и в ширину два. Это какого же размера и веса должна была быть сама машина?! Транспортёры космических ракет и то не имеют таких ходовых гусениц. Тайга на следах была такой же, как и везде, с несколькими валёжинами. То есть этим следам 200-300 лет как минимум! (это на вид, дальше больше) до того, как начала обрастать местность. Вся площадь занимала не более гектара, и рядом ничего подобного не обнаруживалось.
Нашей задачей уже было более плотное и глубокое изучение нестандартного присутствия, если будет что-то найдено, то взятие образцов, детальное описание, съёмка фото и кино (видео пришло намнооого позже), при опасности приказано уходить, в прочем, это стандартно при работе с неизвестностью. Военные докладывали об обваленном входе в недра у подножия останца и шахтном запахе с металлическим оттенком из него и больше ничего. Это было видно им невооружённым взглядом и невооружённым носом, на остальное у них было строгое табу. В принципе, вход читался и с воздуха, если знать, что читать.. Наше ориентировочное первое пребывание должно было длиться неделю, по согласованию поддержки могло продлиться дольше, было собрано всё необходимое для работы в шахтах, фонари и другая иллюминация, спасательное оборудование, в группе два сапёра, акваланги и тёплые гидрокостюмы на случай затопленных пещер. Куча приборов, многие из них экспериментальные. Никаких удочек… Запрет на всякие вольности типа рыбалки и охоты, ну и мы сами, собственно, не развлекаться ездим в такие командировки, тем более на такие юга как Таймыр.
Лагерь разбивали в ста метрах от крайних следов, чтобы не попортить возможные важные детали этой подозрительной композиции. Версию про технику выдвинули сразу по фото годом ранее, на местности всё это не читалось, мох трава кустарник деревья скрадывали без того незаметные следы. Пришлось сопоставлять фото с местностью, выставлять метки с геодезистом и его чудным оптическим прибором. Отойдя на пять десять метров от следа, воображение его, всё-таки, находило. Откапывая дёрн натыкались на полуразложившийся каменный грунт, если эти следы от тяжёлой техники, то они очень древние, сейчас эти камни крошились в руках, любая железяка раздавила бы в песок. Были пару версий об их происхождении, но они выглядели более фантастично чем древний трактор, что-то типа параллельных разломов или добычи золота канавами руками предков. Подобные следы встречаются на всех материках, не только на суше и не только на земной.., об этом поговорим позже, в частности поэтому и не возникало сомнений в происхождении, для меня эта экспедиция была, крайне, не первой, и это далеко не самый крупный и интересный инцидент, но в этом повествовании расскажу только о нём.
Моя роль в экспедиции была довольно общей, сбор и консолидирование информации, не узкоспециализированная, поэтому меня тащило к входу в шахту, так как я не был занят чем-то специальным. Если геолог вертел каждый камень и охал ахал, то мне нужна была общая картина.
Вход в шахту был огромен! двадцать два метра в высоту и столько же в ширину (это данные геодезиста). Он был завален негабаритами, специально (сомнений не возникало в принципе) обрушенной кровлей, останец был серьёзно ранен этой раной, со стороны казалось, что вот-вот рухнет, возможно так и было задумано, но что-то пошло не так.. Прилетев мы не сомневались, что проникнем в шахту в первый день, в итоге на это ушла вся первая неделя. Огромная удача что с нами был опытный шахтёр консультант, призванный под гриф неразглашения, благодаря ему мы и смогли разобрать лазы, построить крепи, военные нам помогали своими нестандартными способностями. В итоге было пройдено метров 12 по краю завала, периодически лаз нырял вниз или уходил вверх между обломками породы. Не помню кто проник первым, это были те, кто делал лаз, ничего интересного не рассказали. Озеро, говорят.. там за камнями озеро.. Вот чего не хотелось так это нырять. Вода замедлит все поиски, усложнит работу приборов и фонарей, а многое сделает просто невозможным. Хорошо, что не зима, хором промелькнула мысль у всех.. Хотя октябрь на Таймыре холоднее чем зима в некоторых южных регионах страны, хором промелькнула следующая мысль.